Семейное воспитание темы занятий для дошкольников. Занятие по семейному воспитанию

Форма мероприятия: семейный клуб.

Цель: определить понятие “семья”, формировать понятие “счастливая семья”.

Задачи:

  • Раскрыть понятия “семья” и “счастливая семья”, выявить ее особенности.
  • Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности в совместной деятельности всех членов семьи.
  • Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Что такое семья?

Семья - это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе.

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!

Требования, предъявляемые обществом к семье

1. Создание условий для всестороннего развития личности.

2. Эмоциональная поддержка престарелых родителей.

3. Воспитание детей и подростков, основанное на любви и доверии.

Семья для ребёнка - это место...его рождения и становления.

Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

В семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.

Мы с вами - родители.И в наших силах помочь своему ребенку вырасти добрым, умным, активным, сильным, смелым, ответственным, творческим...

Одним словом ЧЕЛОВЕКОМ.

ПЛАКАТ “СЕМЬЯ” 7Я (ПОСЧИТАЕМ СКОЛЬКО ЧЛЕНОВ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ)

Сколько членов семьи- столько характеров, столько мнений на вопрос воспитания

“Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: “ Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью”. Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

Как вы думаете, что они написали на своих листочках?

(на листочках члены семей записывают качества, необходимые всем членам семьи)

На доске таблички со словами: (учитель поворачивает, все читают)

Понимание Любовь Уважение Доверие

Доброта Забота Помощь Дружба

Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

Каждая семья счастлива по-своему. У каждой семьи свои традиции.

  • Семейные династии
  • Семейное творчество
  • Семейные праздники
  • Семейный отдых

Выступления разных семей

Взаимопонимание детей и родителей, единение младшего и старшего поколений, пропаганда здорового образа жизни, воспитание толерантного отношения к окружающим - эти жизненные основы важны для жителей всего мира. И где бы ты ни проживал, где бы ты ни находился, семья- это единственное и самое дорогое, что у тебя есть. В семье никто не может существовать сам по себе, ибо принцип семьи- “один за всех и все за одного”

ИГРОВОЙ ПРАКТИКУМ

Чтоб страна была сильна,
Дружной быть семья должна
Мы друг другу помогаем,
Вместе дружно всё решаем

1. “Почти буриме” (по окончаниям стихотв строк вспомните строки и автора стихотв)

Кроет крутя завоет дитя (А.С.Пушкин.Зимний вечер)

Одинокий голубом далёком родном (М.Ю.Лермонтов.Парус)

Пору мороз в гору воз (Н.Некрасов. Мужичок с ноготок)

2. “Ромашка” (родитель-ребёнок)

Мне в тебе нравится...

3. “Фото на память”. (Приготовление пищи, мытьё посуды, стирка, уборка, просмотр ТВ...)

Одна семья показывает, другая смотрит и запоминает. Затем вторая семья воспроизводит снимок и показывает свой. И т.д.

Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных

Во-первых , это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по-разному.

Второе - дети . Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!

Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то

Четвертое - терпение . Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.

А пятое - ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень

Шестое - уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным

И наконец, седьмое - чистота
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива где полностью.

Семейный Хоровод

Только сама семья создает благоприятную среду для истинного счастья человека, независимо от того, что происходит в обществе!

Занятие по семейному воспитанию
«Мое представление о семье»

1.Организационный момент
Добрый день, уважаемые старшеклассники! Мне приятно видеть вас такими красивыми, доброжелательными и в то же время серьезными и сосредоточенными.

2.Актуализация знаний
Посмотрите на доску. Скажите, значение какого слова расшифровывают эти слова?

Слайд 1
«Уникальное объединение людей разного возраста,
основанное на кровнородственных отношениях»

3.Мотивация и целеполагание
Определите, чему будет посвящено наше занятие? (высказывают мнения)
- Сегодня на занятии мы постараемся выяснить ваши представления о семье, об образе жены, мужа, о правилах и приоритетах семейных отношений.

Слайд 2
«Мое представление о семье»
Каждый из вас мечтает о счастье, и для каждого оно свое. Однако веками доказано, что обязательным его компонентом является семья. Это и надежный тыл от жизненных неурядиц, и место, где тебя поддержат, когда трудно или совсем плохо, где разделят твою радость и будут гордиться тобой.
Сегодня мы постараемся затронуть вопросы создания семьи, о правилах и приоритетах взаимосуществования в семье.

1) «Хочу представить свою семью»
Вам было предложено условно разделиться на «семьи», определить роль каждого из вас в вашей семье.
Представьте, пожалуйста, вашу семью.
Прошу поддержать выступления друг друга аплодисментами.

2) «Символ семьи»
Хочу напомнить один из вопросов анкеты, которую вы заполняли: «Какой бы вы хотели видеть свою будущую семью?» Меня очень порадовало, что вы видите свою семью хорошей, крепкой, счастливой, трудолюбивой, дружной, что в семье будут присутствовать любовь, уважение, взаимопонимание и спокойствие.
Сделав устный опрос сотрудников нашей школы: «С чем бы вы сравнили семью?», - я услышала различные ответы. Вот некоторые из них:
Слайд 3
Семья – это гавань, где тебя ждут.
Семья – это зонтик, защищающий от дождя.
Семья – это оркестр, играющий одну музыку.
Семья – маленькая вселенная.
- С чем вы сравниваете семью? Вам было задание нарисовать символ семьи и объяснить его (Дети защищают свой рисунок «Символ семьи»).
Прошу поддержать выступления друг друга аплодисментами
3) «Ваши доводы в защиту»
Читаю текст на слайде.
Слайд 4
В семейном кодексе РФ брачный возраст устанавливается в 18 лет, а при наличии уважительных причин разрешается вступать в брак в 16 лет.

Другие же считают, что любовь и желание быть вместе – это главная причина для заключения брака. «С милым и рай в шалаше».
Я прошу «семьи» обсудить эти два мнения и высказать в защиту каждому по одному доводу.
Дети совещаются и высказываю свои мнение.
Спрашиваю каждую команду, согласны ли они с доводами противоположной команды. Если нет, то почему?

4) Качества идеальной жены, идеального мужа

Действительно, семья – совсем как маленькая Вселенная; создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие. Каждый из вас уже сейчас задумывается, какой будет моя вторая половинка, какими положительными качествами должны обладать будущий муж или жена. Послушайте, какой должна была быть хорошая жена в 18 веке.
Значение непонятных слов вы можете уточнить в словаре-подсказке, которые есть у вас на столах.
Зачитываю текст на слайде.
Слайд 5
«Доброй хозяйки должность есть: быть тихой, скромной, постоянной, осторожной; к Богу усердной, к свекру и свекрови почтительной, с мужем обходиться любовно и благочинно, малых детей приучать к справедливости и любви к ближнему, перед родственниками и свойственниками быть учтивой, добрые речи слушать охотно, лжи и лукавства гнушаться, не быть праздной, но радетельной, на всякое изделие и бережливой в расходах
Екатерина Великая
Заранее детям раздаются карточками со толкованием встречающихся трудных или новых для них слов. Перед прочтением слайда прошу обратить внимание на эти слова.
Словарь



радетельная – заботливая
Я предлагаю вам выстроить модели идеального мужа (1 семье) и жены (2 семье). Вам предлагается из перечня качеств выбрать те, которые отвечают вашему идеалу, добавить свое мнение.
Раздаю карточки: «Идеальный муж», «Идеальная жена»
В течении всей жизни нужна мужу и детям.



Любит свою жену.
Уважает своего мужа.



Дети зачитывают качества.
Спрашиваю команды-семьи, согласны ли они с мнениями друг друга?
5) Выбери предмет
Прошу обратить внимание на стол, где лежат карточки с названиями различных предметов (цветы, ремень, скалка, сковорода, косметика, миксер, книга, газета, телефон, диск с играми, билеты на концерт, новый чайный сервиз)
Выберите 3 предмета необходимые и важные для вашей семьи, обоснуйте свой выбор.
(Каждый член команды-семьи выбирает карточку с названием предмета, объясняет причину выбора).
Благодарю, хвалю.
6) Правила семьи
Взаимная любовь скрепляется детьми. В анкете большинство из вас указали, что хотели бы иметь двоих детей.
- Скажите, легко ли воспитать ребенка?
С появлением ребенка на родителей накладываются особые обязательства и ответственность, появляются новые традиции в семье, правила.
Сейчас я прочту вам правила, существующие в некоей семье, скажем, Ивановых. Послушайте их и скажите, какие правила вы не взяли в обиход вашей семьи. Почему?
Слайд 6
Родители контролируют школьные дела детей.
Каждый член семьи имеет свои обязанности по дому
Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы.
Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.
При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит свое посильное участие.
Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свое свободное от занятий время.
Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.
Вкусненькое и сладости покупаются только детям
При выполнении большой работы (ремонт, генеральная уборка, заготовка овощей) дети отправляются на улицу или в кино
7) Жизненные ситуации
Иногда в семье случаются экстремальные ситуации, из которых дружная семья всегда найдет выход. Как бы вышла из данных ситуаций ваша семья? Выберите одну из предложенных ситуаций и предложите ее решение (можете рассказать, показать сценку, спеть).
Слайд 7
За два часа до прихода гостей по случаю дня рождения одного из членов семьи в квартире отключили электричество.
Цветы, купленные маме по общей договоренности к 8 Марта, завяли, не дождавшись праздника. Денег на покупку другого букета нет.
Накануне Нового года сломался телевизор.
Спасибо вам за интересные ответы, оригинальность разрешения ситуаций, за активность.
5. Финальный аккорд
Подытожим, что мы делали:

Слайд 8
представляли свою семью, символ семьи
отстаивали позицию
определяли качества идеального мужа и идеальной жены
объясняли свой выбор
находили выход из сложной ситуации
Обратите внимание на вопросы по итогам занятия (карточки с вопросами раздаются перед занятием).
Вам было интересно?

Что было для вас трудным?
Мне очень приятно было видеть, как вы все активны, как вы умеете работать в команде, решать совместно проблемы. (Похвалить каждого за что-то)
6.Проекция на будущее
Заканчивая занятие, хочу прочитать слова великого педагога Антона Семеновича Макаренко:
Слайд 9
«Семья очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, в особенности в жизни общества, является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение”
И очень надеюсь, чтобы ваша семья будет дружной и счастливой, в ней царили любовь и взаимное уважение, верность, искренность, доброта и нежность. Спасибо за работу!

Раздаточный материал
Многие из современных юношей и девушек считают, что выходить замуж или жениться нужно только тогда, когда уже получил профессию, материально обеспечен, имеешь квартиру, машину ит.д.

1.

5
Любовь и желание быть вместе – это главная причина для заключения брака. «С милым и рай в шалаше».
Мы согласны с этой позицией, потому, что:
1.

Выбери, то, что походит, по твоему мнению к «идеальной жене», добавь сое мнение
В течение всей жизни нужна мужу и детям.
Делит с мужем все радости и горести.
Умеет проявлять терпение и терпимость, учит этому членов своей семьи.
Профессионально состоятелен (льна).
Искренне радуется достижениям мужа.
Много общается с собственными детьми, учит жить их в мире людей.
Не находится “под каблуком” у жены.
Стремится достичь хороших результатов в профессиональной деятельности, чтобы муж и дети ею гордились.
Любит свою жену.
Уважает своего мужа.
Поддерживает авторитет матери в семье.
Воспитывает на собственном примере умение любить и быть любимым.
Материально не зависит от собственного мужа.
Формирует традиции своей семьи.
Находит время для общения с подругами.
Считает свою семью подарком судьбы.
Всегда знает обо всем происходящем в своей семье.

Вам было интересно?
Что понравилось? (настроение, совместная работа, активность ваших друзей, какое-то задание, воспитатель, тема занятия)
Что было для вас трудным?

Словарь - подсказка
благочинно – прилично, благопристойно
свойственник – человек, который состоит в свойстве с кем-нибудь (он мне, мой)
гнушаться – испытывать чувство отвращения
праздная – ничем не занятая, без полезного занятия
радетельная – заботливая

Конспект тренингового занятия с младшими подростками на тему "Семейные ценности"

Описание материала: предлагаю конспект занятия для младших подростков на тему "Семейные ценности" Данное занятие проводится в тренинговой форме. Происходит формирование у учащихся представления о семейных ценностях в современных семьях. Конспект будет интересным не только для педагогов-психологов, но и для учителей среднего звена, классных руководителей, родителям и конечно, молодым специалистам.

Цель: формирование у учащихся представления о семейных ценностях в современных семьях.
Задачи: обсуждение с учащимися что такое семья, семейные ценности;обучение учащихся способам взаимодействия в семье; воспитание любви к семье; сплочение класса; создание благоприятного психологического климата.

I. Вступление
Приветствие участников. Сообщение о цели и содержании данного занятия.
Разминка для тренинга “Зоопарк”
Ведущий выдает участникам тренинга карточки с названиями животных: собака, ворона, лев, кошка, баран, гусь, змея и т.д. Должно быть по 2 одинаковые карточки на 1 одного животного. Задание для участников: Сейчас каждый из вас получил карточку с названием животного, и через минуту вам предстоит изобразить этого животного - звуками, жестами, движениями. У каждого животного есть своя пара - найдите свою пару.

II.Основная часть:
Обсудить с учащимися что такое семья, семейные ценности. Учимся искать компромисс. Обучение социально-приемлемому способу взаимодействия в семье. Выражение позитивных и негативных семейных воспоминаний; отреагирование болезненных воспоминаний.

Упражнение «Мозговой штурм».
Ведущий на доске записывает ассоциации. Вызывающие словом «семья». затем идет индивидуальная работа, учащиеся выбирают для себя пять самых важных слов, характеризующих «семью», записывают на листочках бумаги свои мысли, что они подразумевают под словом семья. Затем работа продолжается в группах.
Упражнение «Скульптура семьи».
Каждый участник по очереди превращается в скульптора. Он воссоздает свою семью в виде живой скульптуры, выбирая других участников группы на роли ее членов и располагая их в комнате так, чтобы они символизировали обстановку в семье.
Можно привести примеры: силу и контроль можно выразить, поместив властных членов семьи выше слабых. Если мама обладает властью, ее можно попросить встать на стол. Члены семьи, лежащие на полу, изображают бессилие. Близкие или холодные отношения можно отразить при помощи расстояния между членами семьи. В идеале, скульптор выбирает кого-то, кто занимает в скульптуре его собственное место. Это не всегда возможно, когда число членов семьи превышает число членов группы.
Завершив скульптуру, ее создатель интерпретирует свою работу, объясняя, почему члены семьи расположены именно так.
После этого ведущий предлагает скульптору перестроить скульптуру, придав ей такой вид, какой бы он хотел видеть свою семью.
Упражнение «Семейные истории».
Материалы: листы бумаги для рисования и цветные фломастеры
Участникам раздаются бумага и маркеры.
Лист бумаги делится пополам темной линией, которая символизирует границу между счастьем и несчастьем, которое происходит на листе, то есть в семье.
Ребятам говорится, что в каждой семье случаются как хорошие события, так и плохие, и их просят нарисовать на одной половине листа счастливое воспоминание, связанное с их семьей, а на другой - несчастливое воспоминание.
Когда группа закончит рисовать, предложите каждому участнику по кругу представить свою историю, изображенную на картинке.

III.Заключительная часть.
Упражнение «Дерево семейных ценностей»
Каждый получает заготовку «Дерева семейных ценностей» и примерный перечень возможных ценностей (чтобы участникам было легче сориентироваться). Задача участников – ранжировать ценности: – в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях. - в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться. - в крону – желаемые, но не обязательные ценности.Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что – то добавить свое.
Перечень возможных семейных ценностей: Уважение, забота о каждом члене семьи, семейное проведение праздников, финансовая обеспеченность, здоровье, любовь, взаимопонимание, общие цели, семейные традиции, общее хобби, образование, связь поколений, совместное проведение выходных, праздничных дней, комфортабельное жилье, дети, занятия спортом, высокооплачиваемая работа, наличие общих друзей, совместные путешествия, знания, преданность, достоинство, творчество, честь, красота, счастье, развлечения, физическая сила, совместный труд, принципы, магистратура, верность, карьерный рост, доверие.

Рефлексия : Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Обратная связь. Ритуал прощания.