Оксана Серебренникова
Проект в подготовительной группе «Удивительный мир часов»
Проект в детском саду «Удивительный мир часов »
с детьми (6-7 лет) подготовительной группы №7 .
«Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь, чему учиться»
Леонардо да Винчи
Пояснительная записка : Нашим детям хочется что-то нового и интересного, думаю, что наш проект поможет взглянуть на работу с дошкольниками по новому, ведь наше подрастающее поколение такое любознательное!
Цель : Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов .
Задачи :
Познакомить с историей возникновения часов , их разновидностями в прошлом и настоящем.
Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
Создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей;
Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.
Вид проекта - исследовательско - творческий, групповой .
Продолжительность - среднепродолжительный (апрель-май 2016 год)
Участники - дети, родители, воспитатели и учитель-логопед группы №7 .
Проблема, её актуальность :
Проект реализуется в подготовительной группе детского сада в рамках программы «Детство» в разделе формирование элементарных математических представлений. Главная цель - дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы.
Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись , они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку!
Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу.
Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга : «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно : по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень.
Мой рассказ вызвал интерес у детей - они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов , какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов . Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Удивительный мир часов » .
Прогнозируемый результат реализации проекта :
В практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности ;
Сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;
Дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления) ;
Дети получат новые знания : главное назначение часов – фиксация времени ; что давным-давно были : солнечные, часы-цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.
Используются интернет - ресурсы в целях улучшения качества работы;
Разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов , их разновидностям.
Познавательное развитие Беседа «Какие часы были давным - давно»
Дидактические игры : «Кто больше знает?» , «Успей вовремя» , «Четвёртый лишний» , «Назови сутки» , «Когда это бывает?» , «Собери картинку» .
Занятие по познавательному развитию «Часы. Время»
Речевое развитие Беседы «Что такое сутки?» , «Часики-часы»
Рассматривание иллюстраций, открыток.
Отгадывание загадок, чтение стихотворений.
Художественно – эстетическое развитие Загадки, пословицы, стихи о времени, часах.
Чтение «Сказка про часы с кукушкой»
Сказка «Часы и время» , «День рождения Совы»
Рисование «Такие разные часы»
Аппликация «Часики»
Социально – коммуникативное развитие Труд «Фабрика часов »
Сюжетно – ролевая игра «Магазин часов » - игровой сюжет «Покупка часов » , «Часовая мастерская »
Занятие по социально – коммуникативному развитию «Что мы знаем о часах»
Физическое развитие Беседа «По часовой стрелке и против часовой стрелки »
Физминутка «А часы идут, идут…»
Этапы работы над проектом
1 этап - Подготовительный
Цель : Определить основные направления работы.
o Систематизация материала по данному вопросу.
o Подбор экспонатов для организации мини - музея «Часы» .
o Изучение научной литературы по данному вопросу.
o Подбор художественной, энциклопедической литературы.
o Изготовление альбома «Виды часов » .
o Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме
o Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.
o Подбор материалов для проведения исследования.
o Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
o Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов ) .
2 этап – Основной
Цель : провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.
Беседы «История часов или какие бывают часы?» , «Часики-часы» , «Что такое сутки?» , «Что такое часовые стрелки » .
Чтение познавательной литературы о различных видах часов .
Чтение художественной литературы : Е. Шварц , «Часы и время» Ирис Ревю, «Часы ходят» и «Какие часы лучше» О. Мальцева, «Сказка про часы с кукушкой» С. Прокофьева, «Сказка о волшебных часах» Борис Грешников.
Стихи о человеке и его часах : Ирина Гурина «Весёлые часы» , «Больные часы»
Юрий Коринец, И. Фомичева «Часы с кукушкой» , О. Шалимова «Солнечные
Прослушивание аудиосказки «Песочные часы» , просмотр фильма-сказки «Пока бьют часы»
Рассматривание энциклопедий «Почемучки (про часы) »
Подготовить с детьми небольшие рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах
Заучивание физминутки «А часы идут, идут…» и стихотворение Е. Борисова
Маленькая стрелочка
по часам идет,
Стрелочка большая,
минутам счет ведет.
Тонкая, секундная,
быстренько бежит,
В каждую минутку,
попасть она спешит.
Так, секундочки в минуту,
а минуточки в часы,
Сутками идут по кругу,
у будильника усы.
Рассматривание иллюстраций часов .
Рисование «Часы»
Лепка «Весёлые будильнички» (пластилинография)
Аппликация «Часики»
Дидактическая игры : «Собери картинки» , «Всё о времени» , «Назови предыдущее и последущее число» , «Назови сутки» , «Мой день» , «Время» , «Учим время» , «Четвёртый лишний» , «Когда это бывает?» .
Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?» , «Вы долго гуляли, как определить без часов , что пора идти домой?»
Проведение исследования с водяными часами (могут ли показывать часы давних времен точное время) .
Создание альбома «Такие разные часы»
НОД по социально-коммуникативному развитию «Что мы знаем о часах»
НОД по познавательному развитию «Часы. Время»
Просмотр презентации «Путешествие в прошлое часов » , «Какие бывают часы»
Изготовление макетов разных часов .
Экскурсии : «Магазин часов » , «Часовая мастерская » .
Работа с родителями : рисование совместно с детьми разных часов (для выставки) .
Сотрудничество с родителями – изготовление совместно с детьми моделей часов .
Просьба принести для мини-музея группы «Загадочный мир часов » интересные экспонаты.
Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов )
Консультации для родителей «Как знакомить детей со временем» , «Как научить ребёнка определять время»
3 этап - Заключительный
Цель : обобщение полученного опыта.
Создание мини - музея «Загадочный мир часов »
Создание коллекции разных часов
«Такие разные часы»
Создание презентации «Удивительный мир часов »
Создание альбома разнообразных видов часов с их подробным описанием
Подборка детских книг о часах и времени
Информационное обеспечение проекта :
При создании мини - музея «Загадочный мир часов » перед собой поставила следующие задачи :
o формировать музейную культуру, внутреннюю духовную потребность в посещении музеев;
o формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;
o формировать бережное отношение к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры;
o формировать визуальную грамотность (наблюдательность, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать визуальный образ, а также творчески воспринимать и осмыслять увиденное);
o дать элементарные знания об окружающем;
o заинтересованность родителей совместным с детьми посещением музеев;
Предварительная работа :
Рассматривание рисунков, картинок и фотографий по данной тематике;
Знакомство с литературными произведениями о часах и времени;
Разучивание стихотворения Е. Борисова
Маленькая стрелочка
по часам идет,
Стрелочка большая,
минутам счет ведет.
Тонкая, секундная,
быстренько бежит,
В каждую минутку,
попасть она спешит.
Так, секундочки в минуту,
а минуточки в часы,
Сутками идут по кругу,
у будильника усы.
Использование дидактических игр по теме «Часы» ;
Деятельность воспитателя в реализации проекта :
Разработка и реализация плана проекта ;
Подготовка конспекта занятия ;
Подготовка , организации и проведение экскурсии по помещениям ДОУ для знакомства с имеющимися настенными часами;
Проведение индивидуальных и групповых бесед с детьми и с родителями;
Подбор научно-популярной и художественной литературы : Энциклопедия «Почемучки» , Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» , сборник сказок о часах, «Стихи про часы и о времени» .
Оформление мини-музея «Загадочный мир часов » из моделей часов , сделанных руками детей и родителей;
Создание альбома детских рисунков «Такие разные часы» ;
Разработка консультаций и памяток для детей и родителей.
Деятельность родителей в реализации проекта :
o Помощь воспитателю в подборе необходимой литературы, интересной информации, тематических картинок, фотографий;
o Беседы с детьми;
o Чтение детям научно-популярной и художественной литературы;
o Рассматривание иллюстраций;
o Рисование часов совместно с детьми ;
o Изготовление моделей часов совместно с детьми .
Людмила Абраменко
Календарное планирование работы «Часы и время»
Календарное планирование работы группы : «Умники и умницы» по теме : «Часы и время » 29 .01-02.02
Цели : формирование представлений у детей о разных видах часов, их устройстве и предназначении. Совершенствовать представления детей об эталонах (мерах) времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, умение ориентироваться во времени .
Итоговое мероприятие : Просмотр спектакля «Сказка о потерянном времени »
Утренняя гимнастика Комплекс утренней гимнастики №17
Бодрящая гимнастика
Воспитание КГН, навыков самообслуживания совершенствовать умения полоскать рот после приема пищи.
Работа с родителями Посетить Петропавловскую крепость, послушать полуденный выстрел из пушки
ННОД Совместная деятельность в ходе режимных моментов Индивидуальная работа Создание условий для самостоятельной деятельности
Понедельник I половина дня Грамота
Гласный звук Э
Бондаренко стр. 68
Познавательное развитие
Путешествие в мир часов
Ц - познакомить детей с историей возникновения часов, их разновидностями
(Физическая культура по плану
физ. Руководителя) беседы "Распорядок дня", "Бережем время
Сюжетно-ролевые игры ::
«Путешествие в прошлое часов, Часовая мастерская, Магазин часов, Фабрика часов
Зоопарк (в котором часу открылся зоопарк, когда просыпаются животные, в какое время кормят животных ?»
Знакомство с секундомером и песочными часами (измерение временных отрезков секунд , минут) . Оформление выставки книг в книжном уголке по теме
Подобрать иллюстрации разных видов часов
Прогулка : Смотри картотеку
II половина дня
коллективная работа в стиле коллаж : "Волшебные часы "
слушание песен о часах
Прогулка : Смотри картотеку
Работа с родителями не давать ребенку жевательную резинку в детский сад.
Чтение художественной литературы В,Приходько «Часы » Г,В,Сапгир «Часы » О,Шалимова «Солнечные часы »
Вторник I половина дня (ФЭМП)
Решение задач Придумывание задач по примеру
(рисование)
"Спасская башня кремля"
Ц -Формировать умение передавать в рисунке архитектуру главной башни Кремля - Спасской, передавая ее форму. (Музыка) беседа "Как появились часы ? ", знакомство с песочными часами,
составление рассказов о часах
д\игра "Расставь цифры на часах". Впиши пропущенные цифры”, “Какие часы показывают точное время
Знакомство с циферблатом (определение времени с точностью в один час) .
Внести энциклопедию для дошкольников «Чудо всюду»
Внести песочные и водяные часы
Прогулка : Смотри картотеку
II половина дня
слушание звучания разных видов часов (ход, бой)
Лепка “Наручные часы” .
Прогулка : Смотри картотеку
Работа с родителями поговорить с ребенком : «Что интересного сегодня узнал в детском саду.»
Чтение художественной литературы К,Абосимов «Часы бывают разными » Л,Прокофьева «Часы с кукушкой »
Среда I половина дня (ФЭМП)
Логические задачи
Упражнять в умении решать простые головоломки.
Аппликация)
Циферблат
Ц - Формировать у детей художественно-практические умения и навыки (подбирать соединения цветов, аккуратно пользоваться ножницами, наклеивать изображения
Активные игры на прогулке Беседа “Какие бывают часы ?” (просмотр презентации, активизация словаря : песочные, солнечные, водяные, песочные, башенные, наручные, настенные, электрические, цветочные, механические, электронные, будильник, секундомер, карманные, сувенирные и т. д.). Поместить модель циферблата часов
Игровые задания «Соедини по цифрам»
Прогулка : Смотри картотеку
II половина дня
Наручные часы (оригами)
Музыкально-ритмическая композиция “Часики
Прогулка : Смотри картотеку
Работа с родителями напомнить маме Сони А. одевать ребенка по сезону.
Чтение художественной литературы Э, Котляр «Часики-часы » Т,Вишнякова «Часы-будильник »
Четверг I половина дня (Развитие речи)
Часы и время . Делу время – потехе час
Ц - Развивать умение анализировать и сравнивать, использовать моделирование
(рисование)
«Мое любимое дерево в разное время года »
Ц - Закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе;
Физическое развитие
По плану инструктора по физкультуре Часы в городе Санкт-Петербург.
Главные часы России .
Игровые задания «Соедини по цифрам» д\игры :" Впиши пропущенные цифры”, “Какие часы показывают точное время , какие спешат, какие опаздывают»
Прогулка : Смотри картотеку
II половина дня
Вечер пословиц и чистоговорок о часах и времени
слушание муз. ритмических композиций "Часики", "Тик так".
Прогулка : Смотри картотеку
Работа с родителями Предложить посетить с ребенком отдел часов в супермаркете.
Чтение художественной литературы М, Лукошкина «День-ночь» Е,Шварц «Сказка о потерянном времени »
Пятница I половина дня Познавательное развитие Что мы знаем о времени
Ц - измерение времени , разновидность часов. Закрепить понятие «беречь время » .
(Музыка)
По плану музыкального руководителя Знаменитые часы разных городов .
Игровые задания : "Впиши пропущенные цифры”, “Какие часы показывают точное время , какие спешат, какие опаздывают»
д\игра "Расставь цифры на часах".
Прогулка : Смотри картотеку
II половина дня Вечер. Региональный компонент.
Ленинград в годы блокады Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады. Рассматривание иллюстраций о войне, блокаде, военной технике. Рассматривание карт военных действий по осаде Ленинграда
Сравнение георгиевской ленточки и ленточки Ленинградской победы.
Прогулка : Смотри картотеку
Работа с родителями напомнить забрать пижамы в стирку.
Чтение художественной литературы Е,Шварц «В гостях у гнома часовщика» .
Публикации по теме:
Календарно – тематическое планирование. Тематика кружковой деятель-ности Программное содержание. Сопутствующие формы совместной деятельности.
Проблема: Зачем человеку знать время? Создание машины-времени.
Тип проекта : по предмету области - математический, по форме - практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: среднесрочный (1 неделя).
Цели проекта: систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда). Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.
Задачи проекта:
развивающие:
Развивать интерес к математике, представление о времени.
Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории, развивать поисковую деятельность, творческую активность;
обучающие: научить определять время с помощью часов суток, часов недели, часов месяцев:
воспитывающие: расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов и назначением часов. Воспитывать желание «беречь» время.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги.
Руководитель проекта: воспитатель : Коноплева Л.Н.
Обеспечение проекта
Материально-техническое и учебно-методическое:
· Наборы для работы: картон, цветная бумага, альбомы, фломастеры, ножницы, клей и др.
· Детская художественная литература;
· Стихи, загадки, пословицы, поговорки о времени.
· Модели часов различных временных промежутков.
· Дидактические игры на развитие ориентировки во времени.
Предполагаемый результат
На основе систематизации и обобщения знаний дети научатся ориентироваться во временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда), научатся отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов. Создание «машины времени» будет способствовать развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения.
Продукт проектной деятельности
Изготовление модели « машины времени». Выступление на «научном» симпозиуме «Я и мир вокруг».
Презентация проекта
Защита проекта прошла в форме выступления на «научном» симпозиуме «Я и мир вокруг».
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
· Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.
· Подбор материалов для реализации проекта.
· Изготовление дидактических игр.
· Работа с методическим материалом, литературой по данной теме
2 этап. Выполнение проекта
· Изготовление «деталей» машины.
· Конструирование модели «машины времени».
· Систематизация знаний о временных отношениях.
· 3 этап. Результаты
· Презентация проекта в форме демонстрации работы «машины времени» на «научном» симпозиуме «Я и мир вокруг».
· Подведение итогов и анализ работы.
План реализации проекта.
Дни недели |
Цели и задачи |
Форма и содержание |
Понедельник «В мире часов» Предшествующая работа: рассматривание серии картинок «части суток», «времена года», «режим дня школьника».Заучивание стихов о частях суток и временах года. |
Цель: Уточнить представления детей о частях суток и временах года, — способствовать накоплению опыта при изучении времени, — вызвать интерес к изучению времени; Развивать внимание, память, воображение, ассоциативное мышление. |
Беседа по серии картинок «Части суток», «Времена года»; Стихи о частях суток Дидактические игры «Где мое место?, «Что раньше, что потом?» Обсуждение конструкции «машину времени». |
Вторник Экскурсия в часовую мастерскую. «Дело мастера боится» |
Цель: Расширить знания детей о многообразии часов, их строении. Воспитывать уважение к людям разных профессий. |
Знакомство со строением циферблата. Беседа о разных видах часов, о строении часов, о значении часовой и минутной стрелки. Практикум «Делу время, потехе - час». |
Среда Калейдоскоп математических игр «Ориентировка во времени» |
Цель: Развивать представления о времени. Закреплять знания о сутках, неделе, месяцах. Поощрять желание играть в математические игры. Улучшать память, внимание. Развивать мелкую моторику рук. |
Брейн-ринг. |
Творческая мастерская « Создаем машину времени» |
Цель: Научить отражать абстрактные понятия в конкретных действиях. Закреплять умение пользоваться режущими и колющими инструментами. Развить творческую фантазию. |
Изготовить модели часов суток, часов недели и часов.года (круги разного диаметра, выдержанных в соответствующей цветовой гамме). Разучивание стихов о времени. |
Защита проекта. Выступление на «научном» симпозиуме «Я и мир вокруг» |
Обобщить знания детей о времени. Совершенствовать умения детей определять время по моделям часов. |
Демонстрация «машины времени». |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №87»
Проект
по развитию временных представлений
у дошкольников подготовительной к школе группы
"Путешествие в страну времени"
Составитель проекта:
воспитатель
Чакий Ирина Владимировна
Бийск, 2015 год
Содержание
1. Характеристика проекта
2. Актуальность
3. Цель и задачи проекта
4.Результативность
5.Формы, методы и приёмы
6.Список литературы
7.Содержание проекта
Приложения
Характеристика проекта
Тип проекта : учебный
Вид проекта : групповой
Реализация проекта : проект рассчитан на 4 месяцев: с сентября 2015 г. по декабрь 2015г.
Этапы проекта :
Подготовительный этап: сентябрь 2015г.
Основной этап: октябрь - ноябрь 2015г.
Заключительный этап: декабрь 2015г.
Исполнители:
Дети;
Воспитатели;
Родители.
«Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь, чему учиться.»
Леонардо да Винчи
Актуальность
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.
Цель : Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы.
Задачи:
Развивающие:
Развивать представление о времени.
Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории()
Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.
Обучающие:
Дать представление об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».
Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).
Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).
Воспитывающие:
Воспитывать желание «беречь» время.
Результативность :
У воспитанниов развито представление о времени.
Развивиты навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.
Сформированны предпосылки поисковой деятельности, творческой активности.
Данны представления об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».
Систематизированны и обобщины знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).
Дети научились отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).
Воспитанно желание «беречь» время.
Формы, методы и приемы работы:
диагностика ориентации во времени детей;
составление календарного плана;
подбор подходящих дидактических игр;
разработка конспектов занятий поданной теме;
чтение и заучивание стихов, разгадывание загадок о временных понятиях;
выставка художественной и методической литературы по изучению временных понятий;
проведение конкурса
развлечение по сказке «Двенадцать месяцев»;
фото - коллаж;
Содержание проекта
Календарный план работы
Подготовительный этап:
Сентябрь
1. Сбор и анализ литературы по данной проблеме.
2. Поиск адекватных учебной задаче действий
3. Принятие учебной задачи
4. Разработка содержания проекта "Путешествие в страну времени"
5. Консультация для родителей «Развитие временных представлений
у дошкольников подготовительной к школе группы»
6. Диагностика детей по выявлению различных умений и навыков.
7. Подбор игр.
Основной этап
месяц
область
Название
задачи
Октябрь
Игровая,
Учебная
Знакомство с уголком времени.
Рассматривание тематических картинок: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».
Чтение «Сказка о четырех сестричках – временах года»
Игра «Лови, бросай времена года называй»
Знакомство детей с приборами для определения времени: различными видами часов и календарей. Обогащение уголка времени.
Викторина «Наш веселый календарь ».
Заучивание стихотворения С. Баруздин «Часы».
Сюжетно – ролевая игра «Семья. Распорядок дня».
Рисование «День и ночь»
Повторение и получение новых знаний о величинах времени.
Учить сопоставлять частей суток и времен года с их отличительными особенностями.
Закрепить понятия о временах года.
Учить пользоваться приборами для определения времени.
Учить определять число, месяц и день недели.
Учит распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.
Закрепить понятия о частях суток.
Ноябрь
Игровая,
Учебная
Беседа «Немного истории о часах»
Чтение Й. Змай «Часы»
Рисование «Мир часов»
Игра «Заяц, заяц сколько время. »
Инд. работа с детьми (ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, пол часа и за 1 минуту)
Занятие «Учимся определять время с помощью часов»
Опытно-экспериментальная деятельность «Опыт с часами»
Чтение Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу»
Занятие: Отгадывание загадок о временных понятиях.
Конкурс «Сделай часы своими руками»
Познакомить детей с истории создания первых часов и дальнейшем их развитии.
Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.
Закрепить понятие времени.
Ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, полчаса и за 1 минуту
Научить определять время с помощью часов
Научить определять время с помощью часов
Учить распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.
Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории
Развивать интерес к математике, представление о времени.
Заключительный этап
Декабрь
Подведение итогов конкурса «Сделай часы своими руками
Проведение развлечения «Двенадцать месяцев»
Беседа: «Что такое время? »
Итоговое занятие по изучению времени.
Подведение итогов реализации проекта: сбор фотографий и оформление фото – коллажа «Вот как мы ориентируемся во времени».
Список литературы:
1. Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. Карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.