Какой фундамент лучше для откатных ворот. Выбор и обустройство фундамента под откатные ворота

Установка сдвижных воротных систем – процесс не сложный, поэтому выполнить его своими руками вполне возможно. Здесь важно определиться, какой фундамент лучше сделать под откатные ворота, именно от этого выбора будет зависеть время его изготовления.

Виды фундаментов

  • Свайный – устанавливается на болотистой почве и суглинке, а также в местах, где подземные воды находятся близко к поверхности грунта. Различается монолитная и винтовая конструкция. Для устройства последнего достаточно одного дня – сваи просто ввинчиваются в землю. Для застывания цельнозаливной конструкции потребуется 2 – 4 недели.
  • Каркасно-монолитный – применяется на устойчивых либо малоподвижных почвах. Цельнозаливное основание устраивается протяженностью не менее половины ширины въездного проема. Размер фундамента под откатные ворота: глубина на 25 см должна быть ниже уровня промерзания грунта, ширина – от 0,6 м. Время производства обычно занимает неделю.

На первом этапе изготовления конструкции составляется чертеж и проводится расчет материалов. Если сложно это сделать самостоятельно, то на сайте компании «Ворота 750» представлены схемы и вся необходимая информация в понятной подаче с фото и видео инструкциями. Кроме того, мы предлагаем услуги по устройству фундаментов разных видов в пределах Москвы и области.

Каркасно-монолитный и цельнозаливной свайный фундамент под откатные ворота

  • Разметка территории в соответствии с чертежом.
  • Копка рва с последующим устройством песчано-гравийной подушки, оптимальная толщина для которой 15 – 20 см.
  • Сборка арматурного каркаса и его свободное размещение в траншее. Для этого к широкой полоске металла привариваются уголки либо длинные прутья. Если устраивается свайный монолит, то для его изготовления берется 20-й швеллер (закладная), к которому присоединяются три ножки из 12 – 14 арматуры с перемычками. Каркас помещается в траншею.
  • Если планируется установка автоматики, то под швеллером протягиваются провода в гофрированной трубке.
  • Яма заливается раствором в несколько этапов.

Заниматься установкой воротных систем можно будет не ранее чем через несколько недель.

Фундамент под откатные ворота на винтовых сваях

В этом случае сваи просто вворачиваются в землю в указанных точках. Расстояние между сваями – от 2,5 до 3,5 м. При длине проема в 6 м будет достаточно 3-х свай, для 8-ми метрового – уже 4.

Процесс производства:

  • Выкапывается стартовая ямка с глубиной 40 см, окружность которой будет меньше чем диаметр лопастей сваи.
  • Опоры завинчиваются строго вертикально, после к ним приваривается швеллер.
  • После чего верхушка сваи срезается, и внутреннее пространство заполняется бетоном.
  • Кабель для автоматики может укладываться в канал швеллера на любом этапе.

Компания «Ворота 750» выполнит фундамент под откатные ворота длиной 4, 5, 6 метров в самые короткие сроки и на высоком уровне качества. Цены приятно порадуют заказчика. Кроме того, у нас можно купить сдвижные и раздвижные воротные системы известных производителей по выгодной стоимости. Обеспечивается доставка и установка конструкций. Получить нужную информацию можно по телефонам либо онлайн-связи с нашим менеджером.

Откатные ворота, по сравнению с простыми, раздвижными, непременно выигрывают как по внешнему виду, так и по удобству эксплуатации. Если процесс открытия автоматизировать, удобство возрастет многократно. Для данного типа конструкции необходимо выполнять фундамент под ворота. Собственноручно сделать все вполне возможно, главное – правильно все рассчитать и следовать рекомендациям мастеров.

Особенности фундамента данного типа


Правильно сделать все помогут чертежи изделия и верно выбранные стройматериалы. Для начала необходимо подготовить местность, где будут производиться работы, составить схему. Если совершить ошибки при работе, это может привести к разрушению конструкции, ее искривлению. Забор необходимо бетонировать в следующей последовательности:

  1. Очистка необходимой территории от любых препятствий и мусора, который способен помешать бетонированию.
  2. Выполнение чертежа ворот с фундаментом.
  3. Откапывание ямы для основы.
  4. Сварка необходимых деталей и их установка.

Фундамент для откатных ворот своими руками выполнить вполне реально. Важно учитывать, что от размера деталей, которые будут установлены вверху, зависит глубина заливки фундамента. Траншея должна быть не менее 1,2 м глубиной, иногда доходит до 2 метров.



В зависимости от вида ворот, закладывается разный фундамент для ворот. Различают следующие разновидности конструкции:

  1. Распашные. Используются повсеместно, являются самым простым вариантом. Основа для них – 2 столба, которые монтируются по краям ворот, 3-й столб, отвечающий за установку длины калитки. Столбики эти обычно бетонируют.
  2. Раздвижные. Они могут быть нескольких разновидностей. Для каждой необходима установка разного типа основы. Различаются:
    1. Откатные, которые перемещаются по рельсе.

    1. Подвесные. Осуществляется монтаж специальной пластины, по которой движется часть ворот. Раскрываться они будут не шире, чем установленная длина профиля, на которой конструкция закреплена.
    2. Консольные. Части ворот прикрепляют к балке, которая будет перемещаться вдоль забора.

Фундамент для ворот может быть следующих видов:

  1. Цельное полотно, которое заливается вдоль всего забора. Вначале необходимо вырыть траншею по глубине около 1,3 м и шириной около полуметра. Важно учитывать глубину промерзания земли, чтобы сделать основу ниже этого уровня. В яму укладывается арматурная сетка, после чего все бетонируется.

  1. Свайный тип основы: армированные столбики закрепляются в земле. Швеллер будет соединять части опор ворот.
  2. Винтовые опоры. Здесь не потребуется выполнение бетонирования и откапывания земли. Сваи просто обрабатываются антикоррозионным составом и забиваются в землю.

Процесс заливки фундамента

Важно хорошо закрепить забор на основании, так как они достаточно тяжелые, могут провиснуть, что в данном случае недопустимо. Основа должна выдержать необходимую нагрузку. Чтобы залить фундамент, необходимо использовать следующие материалы:

  • раствор бетона. Состоит он из воды, щебня, желательно помельче, белого песка, оптимально – речного, цемента;
  • арматура, по диаметру примерно 20 мм;

  • швеллер. В нем будет закрепляться электрический провод, размером соответствующий длине ворот и консольная система.

Бетон можно протестировать на прочность: если по застывшему составу ударить кувалдой, крошки не должны рассыпаться. Все может разбиваться только большими цельными кусками.

Делается фундамент для любых откатных ворот по следующему плану:

  1. выполняется очистка территории, готовится весь необходимый инструмент и требуемые составные части.
  2. Отрывается яма.
  3. Устанавливается каркас ворот. Забор должен быть в непосредственной близости, расстояние от каркаса примерно 5 см.
  4. Яма заполняется раствором бетона, после чего состав необходимо оставить на пару дней, чтобы он успел застыть.
  5. В каркасе имеются выступающие детали. Между ними необходимо выставить швеллеры поперечной формы.
  6. После перечисленных действий систему необходимо залить раствором.
  7. Устанавливается основной блок и швеллер к приводу.
  8. Фундамент, который будет виден из-под земли, должен быть закрыт облицовкой. Это увеличит срок его службы.

Винтовой фундамент для откатных ворот

Если длина ворот примерно 5 метров, можно использовать винтовые сваи в качестве фундамента. Положительные стороны использования данного типа фундамента – скорость закладывания, легкодоступность. Устанавливать такую основу можно даже зимой. Забор, который проходит рядом с воротами, никак затрагиваться не будет. Особенность в том, что полотна не смогут соприкоснуться с дорогой, которая находится под ними.

Монтаж предполагает выполнение следующих действий:

  1. Произведение разметки территории.
  2. При укладке зимой, необходимо удаление замерзшего слоя земли. Использовать для очистки можно отбойный молоток.
  3. Сваи закручиваются в землю. По глубине примерно 1,5-2 м. Этого будет достаточно, чтобы не допустить искривления конструкции. Все детали должны быть расположены на расстоянии 20-35 см. полости должны быть заполнены профлистом. По диаметру сваи должны быть больше 75 м. важно учесть следующие особенности:
    1. Чтобы сваи укрепить, можно использовать бетонный раствор. Это значительно увеличит эксплуатационные характеристики.
    2. Швеллер должен закреплять сваи. Он устанавливается вверху, где забор подходит к воротам.
    3. Если произвести процесс бетонирования, металл будет защищен от окисления.

Способ бетонирования должен выбираться, исходя из особенностей почвы. Фундамент под откатные ворота длиной 4 метра можно сделать проще: подойдет система свай. Раздвижные ворота большей ширины потребуют закладывания большего фундамента.

Подготовим фундамент под откатные ворота
работаем по Москве и области

Хорошо заглубленный фундамент – обязательный элемент конструкции откатных ворот. Основание из бетона и арматурного каркаса должно выдерживать не только немалый (порядка 300 кг при заполнении профнастилом и длине створки около 4 метров) вес, но и неизбежные при работе вибрации, а также продольные нагрузки, обусловленные инерцией привода.

Конструкция основания под ворота довольно проста: это классический бетонно-арматурный фундамент. Правда, у него есть ряд особенностей, о которых мы и поговорим: как готовить участок под установку, какова конструкция фундамента, что делать, чтобы его не «вело» зимой и весной.

Конструктивные особенности фундамента для откатных ворот

Упрощенная схема фундамента выглядит как буква П: вертикальные части уходят на глубину до полутора метров (зависит от веса ворот). Горизонтальная «поперечина» из швеллеров почти не заглублена: её верхняя плоскость расположена вровень с уровнем грунта.

Таким образом, обычная траншея, как для ленточного фундамента, для воротного основания не всегда подходит. Потребуется дополнительно заглубить её по краям минимум на полтора метра. Глубина средней части будет составлять порядка 40-50 см, т.е. от трети до четверти максимальной глубины.

Основа конструкции – каркас из арматуры и коротких швеллеров. Типоразмеры швеллеров (толщина стали, ширина самой детали) выбираются в зависимости от веса воротной конструкции – то есть по тому же принципу, которому следуют, определяя, какова будет глубина фундамента.

Расчет-пример: при ширине траншею под фундамент в 0,5-0,6 м её длина должна быть лишь вдвое меньше длины створки, а глубина вертикальный оснований – около полутора метров, но не меньше, чем глубина промерзания грунта в местности, где ставят ворота. Полтора метра – это чуть больше средней глубины промерзания в северных регионах (за исключением районов вечной мерзлоты).


Подготовка к установке фундамента

Подготовительные мероприятия сходны для любых фундаментных работ:

Грунт выравнивается.
С участка у забора, в сторону которого будут откатываться ворота, убираются деревья, кусты, другие препятствия.
Роется траншея.
На дно траншеи с заглублениями по краям засыпается песок, который затем уплотняется.
Если нужно – уровень грунта поднимается, чтобы исключить появление под воротами большого зазора.
Выбирается место под фундамент.

Фундамент размещают у опорного столба, то есть там, куда будут откатываться ворота. Выбор места очень важен: нужно добиться того, чтобы фундамент располагался на точно заданном расстоянии от опорного столба.

На этом подготовка к устройству фундамента завершается – можно приступать к изготовлению для него арматурного каркаса со швеллерами.

Арматурно-швеллерный каркас

Каркас сваривается из арматуры и трех швеллеров. Один будет располагаться в верхней части каркаса: он будет посадочным местом для консоли ворот.

К верхнему швеллеру сбоку привариваются детали поменьше: если первый берется шириной, в среднем, 0,2 метра, то боковые – около 0,18 метров. Чем больше ширина верхнего центрального швеллера, тем шире и боковые: это соотношение стоит соблюдать и при устройстве фундамента для тяжелых ворот.

К нижней части швеллера приваривается арматура (традиционно используется пруток диаметром 16 мм). Арматура образует вертикальные короба, нижняя часть которых будет размещена в боковых заглублениях траншеи.

В верхней части арматурные «короба» стоит соединить поперечинами – из того же прутка.

В результате у нас получается П-образная конструкция, в верхней части которой размещаются швеллеры, в нижней – собственно арматурный каркас.

Установка каркаса в траншею

Место под рытье траншеи выбирается таким образом, чтобы готовый фундамент размещался почти вплотную к опорному столбу. Расстояние не должно превышать 4-6 см.

Готовый каркас размещается на ранее подготовленной песчаной подушке. При необходимости его заглубляют, вбивая в утрамбованный песок и слегка пригружают, забутовав камнем.

До этого положение каркаса в траншее регулируют по горизонтали, так, чтобы обеспечить равномерное распределение нагрузок на него во время открывания/закрывания ворот. Консоль с приводом лучше разместить в центре верхнего швеллера, что поможет снизить риск чрезмерного заглубления или «всплывания» одного из краев фундамента.

Бетонирование арматурного каркаса

Проводится в несколько подходов – хватит трех-четырех. Время между подходами нужно рассчитывать таким образом, чтобы цементная смесь успела слегка затвердеть. Как только завершился второй или третий этап заливки (в зависимости от того, сколько подходов выбрано) нужно поместить распорки между «ножками» каркаса, так, чтобы они не сближались – что было бы неизбежно, учитывая рисунок нагрузок на фундамент.


Полностью залитый фундамент оставляется вплоть до момента полного затвердевания.

Откатные автоматические ворота можно сделать и установить самостоятельно, поскольку все этапы работ достаточно просты. Выберите нужные материалы, рассчитайте размеры конструкции и можно приступать. Но все действия необходимо выполнять правильно, и тогда вы сможете изготовить долговечные, а также весьма надёжные откатные ворота на прочном фундаменте.

Фундаменты для откатных ворот различных конструкций

Надёжность откатных ворот прежде всего зависит от качественно выполненного фундамента. Однако выбрать его не так уж и просто, так как многочисленные строительные компании предлагают не менее трёх вариантов основы для откатной конструкции. Каждый вид фундамента имеет свои преимущества и недостатки, в которых необходимо разобраться.

Четыре главных типа фундамента, которые можно устанавливать под откатные ворота:

  • свайный;
  • фундамент на балках;
  • каркасно-монолитный;
  • сплошной ленточный.

Наиболее популярным из них является сплошной ленточный, так как он устойчив к воздействию почвы, но стабильность - явно не самая сильная его сторона. Кроме того, придётся ждать около 10 дней для того, чтобы он хорошо схватился, а это не всегда удобно. Не забывайте также и о том, что закладывать ленточное основание - дело трудоёмкое и дорогостоящее. На таком фундаменте обычно устанавливают рельсовые ворота, которые не нуждаются в особо прочной основе.

Сплошной ленточный фундамент не всегда обеспечивает достаточную устоячивость и стаьильность

Приблизительно такие же недостатки имеет фундамент на балках. Трудоёмкость его установки меньше, зато время ожидания такое же - на этот фундамент нельзя устанавливать конструкцию откатных ворот в течение десяти дней. Его не используют на сложных и нестабильных грунтах. Подходит такой вид фундамента для рельсовых и подвесных ворот.

Свайный фундамент имеет многочисленные преимущества:

  • возможность установки конструкции в любой местности, даже на нестабильном грунте;
  • минимальный денежный расход;
  • моментальный монтаж ворот (сразу после установки фундамента);
  • отсутствие бетонных и земляных работ;
  • лёгкость установки фундамента;
  • надёжность.

Такой тип фундамента можно устраивать даже на болотистых или пучинистых грунтах, а также при повышенных показателях грунтовых вод. Свайные основания очень надёжны, однако устанавливать их необходимо немного дольше, чем другие типы фундаментов. Устанавливать на них можно любой тип ворот.

На свайный фундамент можно устанавливать любой тип откатных ворот

Каркасно-монолитное бетонное основание применяется при незначительных сдвигах почвы, а для его установки нужна минимум неделя. Этот бетонированный прочный каркас П-образной формы нужно располагать со стороны проёма конструкции, и для исключения перекосов он должен иметь следующие размеры:

  • длина - минимум половина от ширины проёма конструкции;
  • глубина - больше уровня промерзания грунта на 25 см;
  • ширина - 60 см.

Подходит такой фундамент для консольных, рельсовых, а также подвесных конструкций.

Каркасно-монолитный фундамент имеет самую высокую прочность и устойчивость среди всех видов оснований для откатных ворот

Основа для откатных автоматических ворот должна быть долговечной, крепкой и соответствующей нормам безопасности.

Подготовка чертежей для устройства фундамента

Современные схемы и чертежи для установки откатных конструкций своими руками должны содержать такие параметры:

  1. Размеры траншеи. Она должна иметь глубину до 1 метра и ширину до 40 см. Длина траншеи - половина длины проёма конструкции.
  2. Схема основания. Оно изготавливается из металлического швеллера шириной от 16 до 20 см. К нему привариваются арматурные ножки размером до 14 мм.
  3. Точные размеры каркаса и полотна ворот с привязкой их к месту расположения фундамента.

Тщательный чертёж поможет соблюсти все важные размеры конструкции.

Фотогалерея: чертежи различных типов фундамента для откатных ворот

Чертёж ленточного основания содержит все необходимые данные для производства монтажных работ На чертеже указывается количество устанавливаемых свай, а также места их установки Чертёж монолитного бетонного основания выполняется в комплексе со схемой установки всех элементов откатных ворот

Как залить ленточный фундамент под откатные ворота

Для того чтобы правильно залить фундамент, требуется изначально подготовить необходимые для работы инструменты и материалы:

  • песок, щебень и цемент для бетонирования;
  • консольные металлические блоки;
  • продольные металлические швеллеры;
  • арматурные прутья и вязальная проволока. Из них собирается каркас;
  • необрезные доски для устройства опалубки;
  • бетономешалку;
  • электро- или газосварку;
  • уровень строительный;
  • рулетку;
  • штыковые и совковые лопаты;
  • опорный швеллер;
  • молоток, ножовку по железу, а также топор и уголок для устройства опалубки.

Лучше не экономить на исходных материалах, так как это может отрицательно сказаться на качестве конструкции, её прочности и соответственно снизить срок эксплуатации откатных ворот.

Приступаем к изготовлению фундамента:

  1. Выкапываем траншею с соответствующими размерами, которые были правильно рассчитаны в чертеже. Её глубина должна быть на 35 см больше точки промерзания грунта.

    Траншею для ленточного фундамента нужно углублять ниже уровня промерзания почвы

  2. Устанавливаем опалубку. Расход раствора уменьшится, если сделать подушку из песка и гравия толщиной 100 мм.

    Опалубка для фундамента собирается из досок толщиной 25–30 см

  3. Из арматуры делаем основу для будущего фундамента. Прутья между собой закрепляем проволокой или с помощью сварки. Расстояние между ними должно быть около 30 см.

    Каркас состоит из арматурных прутьев, жёстко связанных или сваренных между собой

  4. Устанавливаем подготовленный арматурный пояс горизонтально. Выступающую часть углубляем на 12 см ниже поверхности почвы. К краю проёма смещаем его фронтальную часть. Расстояние от пояса до опалубки - минимум 2 см во всех плоскостях.
  5. К поясу привариваем продольный швеллер, полка которого должна находиться на нулевой отметке.

    Продольный швеллер приваривается к арматурному поясу на уровне установки нижней части ворот

  6. В основу помещаем швеллер и связываем его с каркасом. Он необходим для крепления механизма привода откатной конструкции.
  7. Управляющий и силовой шнуры устанавливаем через трубы, расположенные в каркасе. Они должны быть диаметром минимум 25 мм, иначе провод будет провести затруднительно.

    Провода укладываются в трубы, расположенные внутри опалубки

  8. Замешиваем раствор в таких пропорциях: 6 вёдер речного песка, 2 ведра цемента, 2 ведра щебня и необходимое количество воды, чтобы смесь не получилась очень густой. Щебень добавляет бетону прочности. Если планируется использовать готовую бетонную смесь, то она должна быть марки не ниже М200. Для приготовления раствора берём цемент М500.
  9. Заливаем яму приготовленным бетоном так, чтобы пояс не сместился, поскольку от этого зависит возможность эксплуатации ворот. Используем сразу не весь бетон, а только на 1/3 от объёма траншеи. Такой метод заливки фундамента гарантирует отличную фиксацию пояса. В арматурный каркас надо будет установить 3 поперечных швеллера.

    Опалубка заливается бетонным раствором сначала на 1/3 от объёма

  10. Выравниваем швеллеры с соблюдением вертикали и горизонтали. Затем привариваем их к арматурному поясу и заливаем раствором бетона. Для застывания раствора необходимо будет около двух недель или больше в зависимости от времени года и условий погоды.

    После застывания бетона фундамент для установки откатных ворот готов

При устройстве любого типа фундамента сразу закладывается электропроводка.

В итоге мы получаем фундамент, имеющий три поперечных швеллера, расположенных на 7 см ниже проезжей части.

Следует обратить внимание на следующие моменты:

  • при расчёте фундамента необходимо учитывать крепость столбов и массу конструкции, так как нагрузка всех частей ворот на основание может отличаться;
  • бетон нужно заливать как под саму конструкцию, так и под опорные столбы;
  • арматуру для пояса надо приварить или плотно обвязать специальной проволокой;
  • после монтажа закладных, часть траншеи требуется залить бетоном так, чтобы он целиком их не закрывал. Это необходимо для того, чтобы в будущем можно было правильно установить остальную конструкцию;
  • изначально необходимо установить столбы, служащие опорой для ворот.

Обязательно соблюдайте технологию и вышеприведённые правила, поскольку неверно сделанный каркас или фундамент не дадут возможности автоматике откатных ворот нормально работать, что может привести к разрушению некоторых важных частей конструкции ворот.

Видео: заливка фундамента под откатные ворота

Правильно изготовленное опорное основание определяет возможность безотказной эксплуатации и долговечность откатных ворот. На фундамент действуют существенные нагрузки в разных плоскостях (на сжатие, кручение или изгиб). Его можно изготовить и самостоятельно, но при наличии технических характеристик откатной конструкции, правильно составленных чертежей и при некотором строительном опыте.

Для установки откатных ворот необходимо надёжное основание, выполненное с учётом нескольких специфических требований. Предлагаем рассмотреть основные вопросы относительно степени заглубления такого фундамента, расположения закладных элементов, схемы армирования и этапов выполнения работ.

Конфигурация фундамента под откатные ворота

Из-за значительной длины вылета створки основание откатных ворот испытывает существенные нагрузки в виде продольного крена. Чтобы противодействовать им, фундамент должен обладать достаточной площадью соприкосновения с грунтом, правильной схемой распределения воздействий и высокой конструкционной прочностью. При этом важно обеспечить минимальный расход материалов — арматуры и бетонной смеси.

Как показала практика, наиболее выгодным форм-фактором фундамента для откатных ворот служит П-образная конструкция, состоящая из двух столбов и верхнего пояса, связывающего их между собой. Первый столб располагается параллельно столбу, ограничивающему проём ворот со стороны расположения приводного механизма. Второй столб удалён от проёма ровно на расстояние вылета нижней балки, соединённой со створкой раскосом. В общем случае производители откатных ворот делают вылет балки длиной не меньше половины ширины основной створки.

1 — швеллер №20; 2 —арматурный каркас; 3 — электрический привод; 4 — роликовые опоры; 5 — поддерживающие ролики; 6 — створка ворот; 7 — зубчатая рейка; 8 — концевой ролик; 9 — нижний уловитель; 10 — верхний уловитель

Верхний связывающий пояс должен содержать закладные элементы анкеровки, предназначенные для крепления опорных роликов и приводного механизма. В ряде случаев можно рекомендовать укладку в верхнюю грань стального швеллера за номером от 16 до 20. При такой конструкции фундамента гораздо проще позиционировать привод с блоками опорных роликов и закрепить их при помощи сварки, но подобное устройство не лишено недостатков. Главным фактором риска считаются коррозионные процессы, возникающие из-за отсутствия защитного слоя бетона, при этом возможно разрушение структуры не только верхнего пояса, но и всего фундамента. Также гладкая поверхность швеллера не обеспечивает достаточно высокого сцепления с бетонной массой, поэтому армирование в любом случае должно присутствовать.

Если комплект приводных механизмов для откатных ворот закуплен до начала строительства фундамента, гораздо проще будет обойтись анкеровками, которые устанавливают в толщу бетонного изделия. Если точные установочные размеры для привода неизвестны, следует обустроить универсальную монтажную плоскость. В наиболее надёжном варианте устройства она представлена широкой металлической пластиной, имеющей множественные точки крепления к арматуре фундамента.

Действующие нагрузки

Чтобы устроить фундамент под откатные ворота с минимальными затратами материалов и трудовых усилий, следует понимать механику его работы. Здесь на руку играет тот факт, что конструкция имеет ограниченное число сосредоточенных нагрузок.

Поскольку основное воздействие на фундамент от створки осуществляется в её закрытом положении, схема распределения нагрузок может быть рассчитана довольно просто. Столб фундамента, расположенный ближе к проёму, служит точкой опоры и воспринимает основную массу ворот, направленную по вертикальной оси. Поскольку в закрытом положении крайняя свободная часть створки опирается на уловитель, моментом искривления и ветровыми нагрузками можно пренебречь.

Второй столб, расположенный на удалении от проёма, испытывает нагрузку в обратном направлении. Устойчивость фундамента во многом определяется мощностью связывающего пояса и формой второго столба. Для противодействия вырывающим нагрузкам его грань, обращённая внутрь, выполняется скошенной под углом в 10-15°. При этом прочность верхнего пояса можно рассчитать по сопротивлению изгибу обычной бетонной балки: сила, действующая вертикально вверх, будет равна массе ворот, умноженной на соотношение длин плеч рычага, то есть отношению основной ширины створки к длине вылета нижней балки.

Не следует пренебрегать и временными нагрузками. П-образная форма фундамента не особо выгодна для противодействия силам морозного пучения, поэтому столбы должны либо иметь длину, превышающую глубину промерзания, либо окружаться гигроскопичной несжимаемой оболочкой.

Как проще провести земляные работы

Проведение земляных работ начинается с рытья траншеи под верхний армопояс. Он примыкает вплотную к основанию забора без жёсткой связи с ней, имеет ширину не менее 40 см и глубину, соответствующую действующему классу нагрузок. Чтобы быть уверенным в прочности связывающего пояса, можно руководствоваться простой схемой: глубина подземной части в 25 см при массе створки до 1000 кг и 35-40 см при массе створки свыше 1000 кг и её длине не более 5 метров.

На втором этапе роются ямы для бетонирования столбов. Стенки ям можно использовать в качестве готовой опалубки, только если грунт не слишком рыхлый. Если стенки сильно осыпаются, ямы следует рыть на ширину в 10-15 см больше с каждой стороны для устройства щитовой опалубки . Сечение столбов — квадрат, сторона которого равна ширине верхнего связывающего пояса.

Вырыть ямы под столбы можно достаточно просто обычной штыковой лопатой. После зарубки по краям и разрыхления дна выемка грунта производится штукатурным ковшиком. Когда глубина ям становится слишком большой и выемку не произвести руками, ручку ковша следует удлинить стальной трубой и выгребать разрыхленный грунт, прижимая ковш к стенке ямы.

При выкапывании ямы под второй столб необходимо увеличить её ширину с внутренней части примерно на 1/5 от глубины залегания фундамента. Другой вариант — заглубить второй столб хотя бы на 1/3 больше длины первого. Чтобы обеспечить наклон внутренней грани, в яму укладывается отрезок пенопластовой плиты.

После того как ямы вырыты, на их дно насыпают ПГС слоем около 20 см и трамбуют подушку колодой. Далее в опалубку вкладывают мешки из полиэтиленовой плёнки, соответствующие размерам «ног» фундамента. Верхние края мешков нужно подрезать и завернуть на дно траншеи под армопояс. Надземная часть фундамента формируется опалубкой из досок шириной в 200-250 мм, верхняя грань которых выводится в общий горизонт. В опалубку и траншею также укладывается гидроизоляция — полиэтиленовый рукав, верхние края которого выворачивают наружу и крепят скобами к внешним сторонам палуб. Внутри перехлёсты плёнки фиксируются обычным скотчем.

Сборка арматурного каркаса

Армирование фундамента под откатные ворота представлено тремя прямоугольными каркасами, в каждом из которых имеется по четыре ряда рабочей арматуры толщиной около 14 мм. Два каркаса собираются для столбов с тем расчётом, чтобы со всех сторон образовались защитные слои бетона не менее 60 мм, а выпуск стержней вверх составлял порядка 30-35 см.

Армирование фундамента под откатные ворота: 1 — рабочая арматура Ø14 мм; 2 — песчано-гравийная смесь; 3 — бетон В15; 4 — конструкционная арматура Ø10 мм; 5 — рабочая арматура Ø 16 мм; 6 — закладные анкеры

Армирование связывающего пояса должно обеспечивать достаточную прочность для удержания массы ворот. Ввиду направления действия нагрузок усиленное армирование устанавливается в верхней части пояса — это две нитки рифлёной арматуры диаметром 16-18 мм. Нижний ряд из двух прутьев толщиной по 12-14 мм предназначен для обеспечения общей стабильности бетонной конструкции и противодействия временным нагрузкам. Между собой рабочая арматура соединяется прямоугольными хомутами из конструкционной гладкой арматуры толщиной 8-10 мм.

После укладки верхнего арматурного каркаса он связывается с армированием столбов. Прутья, расположенные с внутренней стороны, загибают на уровне нижнего ряда армирования пояса, наружные — на уровне верхнего. Перевязка прутьев разных каркасов должна осуществляться как минимум двумя проволочными хомутами, длина перехлёста — не менее 20 диаметров используемой арматуры.

Установка закладных для крепления ворот

Закладные анкеровки для крепления привода устанавливаются группами в трёх местах: по центру каждого столба, где будут установлены опорные ролики, и в произвольном месте между ними, где планируется размещение самого приводного механизма .

В качестве закладных элементов используют шпильки с резьбой на конце. Обратные концы шпилек загибают в виде полукруглого крюка длиной около 150 мм, а резьбу защищают липкой лентой. Вопреки устоявшемуся мнению, закладные такого типа не должны привязываться к прутьям рабочей арматуры чтобы не оказывать на них изгибающего воздействия. В общем случае крюки располагаются внутри верхнего арматурного каркаса и направлены к центру бетонного изделия.

Чтобы обеспечить правильность юстировки закладных с основаниями роликов и приводного механизма, для них изготавливают установочный шаблон. Это может быть металлическая пластина, лист ОСП или каркас из деревянных реек. В шаблоне согласно схеме разметки сверлятся отверстия, в которые продевают прямые части закладных крюков и контрят их гайками с двух сторон. Полученная сборка погружается в фундамент сразу после заливки бетона и выравнивается по планируемой плоскости установки ворот.

Заливка фундамента

Если глубина ям для столбов фундамента достигает 2-х метров, при сбрасывании бетонной смеси имеется риск её расслоения. В таком случае заливку проводят при установленном каркасе и тщательно уплотняют бетон штыреванием слоями по 40-50 см. Бетон не будет расслаиваться при сбросе с высоты до 1,5 метров, в этом случае рекомендуется сперва заполнить ямы на 1 метр от дна, а затем погрузить в них каркас столбов.

Для фундамента под откатные ворота следует использовать бетон класса прочности не ниже В15 с фракцией наполнителя в 4-5 раз меньше расстояния между наиболее близкими элементами армирования. Для увеличения подвижности смеси имеет смысл готовить её на слабом мыльном растворе.

После заливки смеси верхнюю плоскость разглаживают и укрывают фундамент полиэтиленовой плёнкой. Через 3-4 дня надземную опалубку можно снимать и подштукатурить обрушенные грани при необходимости. Монтаж приводной техники для ворот рекомендуется начинать не ранее середины общего срока выдержки, то есть спустя две недели после заливки.