Что такое таравих намаз. Таравих намаз - что такое и порядок совершения

Рамадан – щедрый месяц поста, молитв, добрых поступок, пожертвований и очищения от грехов. Краткое руководство по Рамадану мы писали ранее. Во время поста после ночной молитвы и до рассвета верующие читают Таравих-намаз – специальная молитва, которая совершается только в Рамадан и является сунной. Таравих нужно читать после ночного намаза Иша и до рассвета, с наступлением которого приходит время Фаджр. Обычно в Рамадан мусульмане ходят в мечеть для групповой молитвы, но это не обязательно, допустимо молиться обособленно.

Пророк Мухаммад ﷺ несколько раз в месяц совершал намаз Таравих вместе с первыми мусульманами, он говорил:

«Кто проводит Рамадан с верой (соблюдая пост и молясь) и в ожидании награды, тому будут прощены содеянные ранее небольшие грехи (кроме тяжких)» (Передал Абу Хурайра, хадисы Аль-Бухари 38, Муслим 760).

Происхождение названия Таравих

Слово Таравих (تراويح‎) переводится с арабского языка, как «передышки». Оно образовано от единственного числа арабского слова аль-тарвих (الترويح), что значит «отдых». Намаз получил такое название, потому что он продолжается около 2 часов, но между каждыми четырьмя ракатами верующие делают перерывы по 2-3 минуты для отдыха во время которых читают тасбих (восхваляют Всевышнего) или истигфар (просят прощения и каются).

Кратко о молитве Таравих
Этап или действие Описание
8 или 20 ракатов Выполняется по 2 раката 4 раза или 10 раз
Периодичность совершения Ежедневно в течение всего месяца Рамадан
Характер выполнения Можно индивидуально, но предпочтительнее — в джамаате с другими верующими
Намерение Вознамериться выполнить сунна-намаз Таравих, состоящий из заданного количества ракатов
1 джуз за ночь Во время Таравиха рекомендуется прочитать 1/30 часть Корана
Перерыв Делается между 4-мя ракатами, в течение которого восхваляется и поминанается Аллахﷻ и читаются короткие проповеди
Награда «Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой и ожиданием вознаграждения, тому будут прощены его предыдущие грехи» (Сахих Аль-Бухари, Хадис № 8901)
Другие молитвы Ночной намаз (Иша) делается перед Таравихом, намаз Витр — после него

Таравих. Сколько ракатов надо делать?

По поводу количества ракатов молитвы Таравих есть разные мнения и каждое мнение опирается на мнение учёных-передатчиков хадисов.

Первое мнение

У Айши, жены пророка Мухаммада ﷺ, спросили, как он молился в Рамадан. Она ответила:

«Посланник Аллаха не молился больше 11 ракатов ни в Рамадан, ни в другие месяцы, он делал четыре раката, и не спрашивайте, как прекрасно они продолжались, затем еще четыре, не спрашивайте, на сколько прекрасно длились, и после них еще три». Затем Айша спросила: «О Посланник Аллаха, спите ли Вы перед совершением витр?» и он ответил ей: «О Айша, мои глаза спят, но не спит мое сердце» (Сунан Аби Дауд 40/1341).

Согласно этому хадису сунна – намаз Таравих из 8 ракатов (и 3 — витр), которые читаются по два с перерывами на отдых. После прочтения суры аль Фатиха в каждом ракате читают любую суру из Корана. Мусульмане, знающие Коран наизусть, за месяц поста прочитывают всю священную книгу Коран. Отдыхая между ракатами, произносят Зикр по 33 раза.

После последнего раката снова отдыхают, можно с закрытыми глазами, затем читают три раката намаза аль-Витр.

Второе мнение

Каждую ночь Рамадана согласно сунне от заката до рассвета выполняется 20 ракатов намазов. О том, что Пророк ﷺ и его сподвижники иногда совершали в мечети намаз Таравих из 20 ракатов вместо 8 , говорил Абдурахман ибн Абдуль-Кари. Он рассказал, что пришел в мечеть со вторым халифом Умаром. Там они увидели, что верующие молятся небольшими группами. Халиф Умар сказал:

«Было бы хорошо объединить их для совместной молитвы».

Он назначил имамом Убейя ибн Кияба, после чего верующие совершили совместную молитву 20 ракатов. Ритуал чтения в двадцать ракатов стал традицией во времена праведного халифа Умара и признан большинством современных богословов.

Несмотря на различия в точках зрения по поводу количества ракатов в намазе Таравих, строгих ограничений в этом отношении нет. Данная молитва является сунной муаккада и отступление от общепринятого количества не является наказуемым нарушением. Верующие делают столько ракатов, сколько считается общепринятым в джамаате. Согласно многочисленным хадисам, в религии ислам нет затруднения для верующих, соответственно, чрезмерная щепетильность и излишняя строгость не является благом.

Таравих-намаз. Видео из исламского культурного центра, г.Киев

Таравих для женщин

Намаз Таравих для женщин не отличается от мужского, они могут молиться дома или посещать совместные молитвы в мечети. Женщинам рекомендовано использовать меньше благовоний (духов), чтобы не отвлекать молящихся. Пророк Мухаммад ﷺ говорил:

«Не запрещайте (женщинам) поклоняться Аллаху в мечети, но пусть не выходят слишком надушенными (набрызганными духами)» (Сунан Абу Дауд 155/565).

Что делать, если пропущен Таравих?

Намаз Таравих не относится к обязательным молитвам, он является сунной. Если верующий пропустил его, возмещать ничего не нужно. Айша рассказала:

«Посланник Аллаха молился Таравих в мечети вместе с другими верующими. На второй и третий день там собралось много людей, но он не пошел в мечеть, а утром сказал, что видел, как люди собирались, но не пришел, чтобы они не считали это обязательным» (Абу Дауд 1373).

Таравих-намаз - это желательный намаз, совершаемый в течение месяца Рамазан после ночного намаза. Начинают его совершать в 1-ю ночь месяца Рамазан и завершают в последнюю ночь поста. Таравих-намаз желательно совершать джамаатом в мечети, если нет таковой возможности, то дома, вместе с семьей, соседями. В крайнем случае, в одиночку. Обычно исполняют 8 ракаатов - 4 намаза по два ракаата, но лучше совершать 20 ракаатов, т.е. 10 намазов. Пророк Мухаммад (да благословит его АЛЛАХ и приветствует) вначале совершал по 20 ракаатов, затем, для облегчения своей общине (умме), ограничился 8-ю ракаатами. По окончании таравих-намаза совершают 3 ракаата витр-намаза.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ТАРАВИХ-НАМАЗА

Таравих состоит из четырех или десяти двухракаатных намазов и молитв, читаемых между этими намазами (до и после них). Эти молитвы приведены ниже.

После совершения ночного намаза и ратибата читается первая молитва. Эта же молитва произносится и после первого и третьего таравих-намаза, а также по окончании первого (двухракаатного) намаза витру. После второго и четвертого таравих-намаза три раза читается вторая молитва, а затем по одному разу первая молитва. По завершении витр-намаза читается третья молитва. Эти вышеназванные молитвы читаются всеми молящимися вслух.

МОЛИТВЫ, ЧИТАЕМЫЕ МЕЖДУ НАМАЗАМИ В ТАРАВИХЕ

I. “Ла хауля ва ля къуввата илля биллаh. Аллаhумма салли "аля Мухаммадин ва "аля aали Мухаммадин ва саллим. Аллаhумма инна нас"алукаль джанната ва на"узубика мина-н-нар”.

2. “Субхана ллаhи валь-хамду лиллаhи ва ля илаhа илла ллаhу ва ллаhу Акбар. Субхана ллаhи "адада халкъиhи ва ризаа нафсиhи ва зината "арщихи ва мидада калимати”.

3. “Субхана-ль-малики-ль-къуддус (два раза).
Субхана ллаhи-ль-маликиль къуддус, субухун къуддус раббуль малаикати ваp-pyx. Субхана ман та"аззаза бил-къудрати валь-бакъаъ ва къаhhарал "ибада биль-маути валь-фана". Субхана раббика раббиль "иззати "амма йасифун ва салямун "аляль-мурсалина валь-хамду лилляhи раббил "алямин”.
Али бин Абу Талиб передает: Однажды я спросил у Пророка о достоинстве молитвы Таравих. Пророк ответил:
“Кто исполнит молитву Таравих в 1-ю ночь, тому Аллах простит его грехи.
Если исполнит и во 2-ю ночь, то АЛЛАХ простит грехи ему и его родителям, если они мусульмане.
Если и в 3-ю ночь - призовет ангел под Аршем: “Поистине Аллах, Свят Он и Велик, простил твои ранее совершенные грехи”.
Если и в 4-ю ночь - ему будет награда, равная вознаграждению человека, который прочитал Таврат, Инжиль, Забур, Къуръан.
Если и в 5-ю ночь - Аллах воздаст ему награду, равную совершению молитвы в Масжидуль Хараме в Мекке, в Масжидуль Набави в Медине и в Масжидуль Акъса в Иерусалиме.
Если и в 6-ю ночь - Аллах воздаст ему награду, равную совершению Тавафа в Байтуль Маъмуре. (Над Каабой на небесах находится невидимый дом из нура, где постоянно совершают таваф ангелы). И каждый камешек Байтуль Маъмура и даже глина попросит у Аллаха о прощении грехов этого человека.
Если и в 7-ю ночь - он достигает степени Пророка Мусы и его сторонников, выступивших против Фир’авна и Гьамана.
Если и в 8-ю ночь - Всемогущий воздаст ему степень Пророка Ибрахима.
Если и в 9-ю ночь - он будет равен человеку поклоняющемуся Аллаху, как близкие Ему рабы.
Если и в 10-ю ночь - Аллах дает ему баракат в пропитании.
Кто совершит молитву и в 11-ю ночь - покинет этот мир, как ребенок покидает утробу матери.
Если и в 12-ю ночь совершит - в Судный день этот человек придет с сияющим, как солнце, лицом.
Если и в 13-ю ночь - этот человек будет находиться в безопасности от всех бед.
Если и в 14-ю ночь - ангелы будут свидетельствовать, что этот человек совершил молитвы Таравих и Аллах в Судный день воздаст ему.
Если и в 15-ю ночь - этого человека будут восхвалять ангелы, в том числе носители Арша и Курса.
Если и в 16-ю ночь - Аллах освободит этого человека от Ада и подарит ему Рай.
Если и в 17-ю ночь - Аллах воздаст ему большую степень перед Собой.
Если и в 18-ю ночь - Аллах воззовет: “О, Раб Аллаха! Я доволен тобой и твоими родителями”.
Если и в 19-ю ночь - Аллах поднимет его степень до Рая Фирдавс.
Если и в 20-ю ночь - Аллах воздаст ему награду Шахидов и праведников.
Если и в 21-ю ночь - возведет Аллах ему в Раю дом из Нура (сияния).
Если и в 22-ю ночь - этот человек будет в безопасности от печали и тревог.
Если и в 2З-ю ночь - Аллах возведет ему город в Раю.
Если и в 24-ю ночь - 24 молитвы этого человека будут приняты.
Если и в 25-ю ночь - Аллах освободит его от могильных мук.
Если и в 26-ю ночь - Аллах возвысит его степень в 40 раз.
Если и в 27-ю ночь - пройдет этот человек через мост Сират молниеносно.
Если и в 28-ю ночь - Аллах возвысит ему 1000 степеней в Раю.
Если и в 29-ю ночь - Аллах воздаст ему степень 1000 принятых хаджей.
Если и в 30-ю ночь - Аллах скажет: “О, Мой раб! Вкуси плоды Рая, испей из райской реки Кавсар. Я - твой Создатель, ты - Мой раб”.

Что можно и что нельзя делать в месяц Рамадан: правила и молитвы

Ислам является одной из самых молодых религий на земле, при этом же – одной из самых строгих в отношении соблюдения канонов. В ней существуют т.н. столпы религии, т.е. предписания шариата, необходимые к исполнению для того, чтобы считаться истинными приверженцем веры в Аллаха.

Одним из столпов является неукоснительное соблюдение целой череды обрядов, ритуалов и воздержаний от начала и до конца месяца Рамадана.

Исламский календарь и Рамадан в нем

В исламском лунном календаре Рамадан – какой месяц в году? Каждому мусульманину известно, что он девятый. Название его происходит от арабского «выжечь землю», «обжигающий», так как именно в этом месяце солнечная активность выходит на свой максимум и в буквальном смысле выжигает и высушивает растительность на жаркой земле. Если сопоставить исламский и христианский календари, то месяц Рамадан начинается обычно где-то в конце нашего мая и заканчивается в конце июня, в общей сложности он длится 29-30 дней. Считается, что именно в эти дни великому пророку Мухаммеду была дана его миссия «откровенными словами» – так родился священный Коран. Месяц Рамадан в 2017 году начался 27 мая и закончился 25 июня.

С чего начинается соблюдение Рамадана?

Самым главным ритуалом в начале месяца Рамадана является намерение соблюсти этот священный период (араб. «ният»). Звучит оно примерно так: «Я намереваюсь с сегодняшнего дня свершить пост в Рамадан во имя Аллаха».

Пост в месяц Рамадан

Самым главным действом в Рамадан является пост (араб. «саум»). Т.е. воздержание от основных соблазнов: еды, курения, питья и интимных отношений в дневное время до заката солнца. Своим воздержанием мусульманин показывает Аллаху свою преданность, верность и готовность идти на личные жертвы ради веры.

Какие условия необходимы для того, чтобы соблюдать Рамадан

Священный ритуал может соблюдать не каждый человек и даже не каждый мусульманин. Для того чтобы человеку дозволялось соблюдать Рамадан, необходимо выполнение следующих условий:

  • Разумеется, соблюдающий должен быть мусульманином. И не только по вере своей, он обязательно должен пройти процедуру принятия ислама в мечети.
  • Соблюдающий должен быть совершеннолетним по шариату. Дети не допускаются до соблюдения поста, так как нуждаются в полноценном питании.
  • Соблюдающий не должен иметь душевных и сильных физических заболеваний, потому как при душевном заболевании соблюдающий не ведает что творит, а при физических недугах зачастую требуется хорошая еда и обильное питье.
  • Беременные и кормящие женщины освобождаются от поста, так как имеют острую необходимость в регулярном питании.
  • Странники и путники, находящиеся в дороге или более чем в 90 км от дома, могут не соблюдать пост, если это влечет для них тяжелые последствия.
  • Женщины в период кровотечения ежемесячного или послеродового могут также не соблюдать пост из-за большой кровопотери и необходимости ее восполнять.

Однако освобожденным стоит помнить, что крайне нежелательно делать на людях запретные действия (пить, курить), чтобы не добавлять им лишних соблазнов. Неприемлемым в период поста также является жевание жвачки, включение громкой музыки и фривольные танцы в общественных местах.

Когда можно есть и пить в пост

Можно ли в месяц Рамадан употреблять еду и питье? После заката солнца мусульманин, соблюдающий пост (араб. «ураза»), совершает священную ночную молитву (араб. «иша»), затем может прочесть с товарищами молитву добровольную и желательную (араб. «таравих»). Она включает 8-20 ракаатов. Далее можно начинать разговение – вечерний прием пищи (араб. «ифтар»). Принимать пищу в ночное время предписано не только с близким кругом родственников, но и с друзьями и знакомыми. Иногда к разговению привлекают нищих с улицы как знак помощи неимущим. Пища для разговения тоже не должна быть богатой и обильной. Шариатом предписано во время ночного разговения употреблять в пищу молоко, финики, воду. Слишком тяжелая, острая или жирная пища нежелательны в этот период, так как может вызвать в дальнейшем жажду или осложнения на желудок.

Утренний прием пищи (араб. «сухур») во время разговения нужно постараться закончить хотя бы за полчаса до рассвета. А дальше опять держать дневной пост.

Что нельзя делать в Рамадан:

  • не произносить намерения: это перечеркивает все соблюдение Рамадана;
  • употреблять пищу намеренно;
  • пить намеренно;
  • курить и вдыхать курильный дым намеренно;
  • вступать в интимную близость, предаваться рукоблудию, совершать ласки, приводящие к эякуляции, даже если это не был непосредственно половой акт;
  • позволять себе праздные развлечения (фривольные танцы, слушание громкой музыки, кроме молитвенных речей);
  • использование лекарств, которые требуют ректального или вагинального применения;
  • вызывать самопроизвольную рвоту;
  • глотать отделившуюся мокроту, которая попала в глотку.

Что дозволяется делать в Рамадан:

  • неспециальное принятие пищи и воды (например, если человек захлебывается в море);
  • инъекции лекарств;
  • сдача крови (донорская, анализы), пускание крови;
  • купание, если не глотать при этом ни капли воды;
  • поцелуи без проникновения в ротовую полость (как говорят у нас «не взасос»);
  • телесные ласки, не приводящие к эякуляции;
  • проглатывание собственной слюны без мокроты и рвоты;
  • чистить зубы следует с осторожностью, чтобы паста не была проглочена (вообще некоторые мусульмане считают, что чистить зубы после полуденного времени не нужно, ибо «запах изо рта мусульманина, соблюдающего пост, имеет особый оттенок и является своеобразным благовонием для Аллаха»);
  • рвота, если она происходит непроизвольно;
  • допускается не совершать намазы.

Обряды в Рамадан, помимо поста

Священный Рамадан – это не только соблюдение поста, но и многочисленные молитвы Аллаху.

Самая главная молитва – намаз – производится пять раз в день.

Помимо намазов желательными являются вечерние молитвы, утренние молитвы и хвалы Аллаху перед каждым принятием пищи.

Самыми распространенными в этот период являются: ифтар, сухур, дуа «Ифтиах», дуа «Муджир», дуа «Макарему ахляк», дуа «Баха», дуа Абу Хамзы Сумали, дуа «Джаушан кабир».

В последние 10 дней поста мусульманину желательно совершить уединение, так как когда-то пророк Мухаммед уединился на последние 20 дней своей жизни. Уединение лучше сделать в мусульманской мечети, перед этим произнеся еще одно специальное намерение – на уединение.

Разумеется, желательным является чтение Корана весь период священного месяца.

Как заканчивается Рамадан

После ритуального уединения следует т.н. Ночь предопределения (араб. «аль-Кадра»). Наступает эта ночь после окончания 27-го дня Рамадана – именно тогда по преданию пророку Мухаммеду открылась первая сура Корана (610 г.). Тогда архангел Джабраил, спустившись с небес, дал пророку свиток с велением читать его. В эту ночь принято просить у Аллаха прощения за совершенные грехи и много читать Коран.

В последний день священного месяца Рамадана постящемуся следует выплатить милостыни: обязательную (араб. «закят») и добровольную (араб. “саадака”). Читается торжественная молитва, и постящиеся готовятся к празднику в честь Рамадана – Ураза Байрам (араб. Ид аль-Фитр).

Первый день нового месяца, в который проводится этот священный праздник, начинается священной же молитвой Ид намаз, знаменующей окончание Рамадана.

К этому времени в домах уже должно быть чисто (мусульмане должны заведомо позаботиться о наведении чистоты). В сам праздник верующие должны помыться и надеть чистые красивые одежды. День празднования считается выходным.

Для Ураза Байрам готовится много праздничной еды (готовят преимущественно женщины): жареная баранина, наваристый суп с фасолью, мясом и овощами, салаты с мясом, блины, пироги, плов, многочисленные сладости, финики, фрукты.

Верующие ходят друг к другу в дома, дарят подарки, раздают детям сладости. Все друг друга поздравляют фразой «Ид мубарак!». Дети играют в активные подвижные игры. Взрослые могут танцевать и петь. В этот же день принято ходить на кладбище к родственникам, дабы почтить их память и вознести Аллаху молитву за них.

Главные задачи в Рамадан

Рамадан – это не только очищение плоти (в любой религии известно, что пост сам по себе полезен для очищения организма), но и очищение души. Через плоть чистится душа. Через добрые поступки (помощь нищим, например) душа излечивается от скверны. Через отказ от удовольствий (танцы, пение, игры, просмотр развлекательных передач и т.д.) тренируется смирение и воздержание. Умение терпеть, отказываться, идти на жертвы, быть сдержанным, милостивым, великодушным позволяет в Рамадан верующим снискать истинную милость Аллаха.

Если Рамадан совершается с дурными помыслами или напоказ или же с корыстными целями, Аллах отвергает такую жертву и не дарует свою милость лжецу.

Наказания и штрафы за неисполнение Рамадана

Считается, что любой истинный мусульманин обязан совершать Рамадан, если только он не освобожден от этого ритуала. Однако везде находятся нарушители, и если такой пойман, то он должен понести наказание.

Нарушивший предписания должен понести искупление (араб. «кяффара»). Это может быть дополнительная милостыня для малоимущих или дополнительное несение поста.

В случае непреднамеренного нарушения предписаний верующий должен возместить дни нарушенного поста после окончания Рамадана или помочь определенному количеству нуждающихся деньгами или продуктами.

Намерение (ният), которое произносят после сухура (утреннего приема пищи)

«Намереваюсь держать пост месяца рамадан от рассвета до заката искренне ради Аллаха»

Транслит: Навайту ан-асуума саума шяхри рамадаан миняль-фаджри иляль- магриби хаалисан лилляяхи тя’ааля

Дуа после разговения (ифтара)

ذهب الظمأ وابتلت العروق وثبت الاجر إن شاء الله

Пророк, мир ему и благословение, после разговения говорил: «Ушла жажда, и жилы наполнились влагой, и награда уже ждет, если будет угодно Аллаху» (Абу Дауд 2357, аль-Байхакъи 4/239).

Транслит: Захаба ззама-у уабталлятиль-‘урукъ, уа сабаталь-аджру инша-Аллах

Дуа после разговения (ифтара)

«О Аллах, ради Тебя я постился, в Тебя уверовал, на Тебя положился, Твоей пищей разговелся. О, Прощающий, прости мне грехи, что я совершил или совершу».

Транслит: Аллахумма лякя сумту, ва бикя ааманту, ва ‘аляйкя таваккяльту, ва ‘аля ризкыкя афтарту, фагфирлии йя гаффаару маа каддамту ва маа аххарту

Дуа после разговения (ифтара)

اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ بِكَ آمَنتُ ذَهَبَ الظَّمَأُ وَ ابْتَلَّتِ الْعُرُوقُ وَ ثَبَتَ الْأَجْرُ إِنْ شَاءَ اللهُ تَعَلَى يَا وَاسِعَ الْفَضْلِ اغْفِرْ لِي اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذِي أَعَانَنِي فَصُمْتُ وَ رَزَقَنِي فَأَفْطَرْتُ

Перевод: О Всевышний, я постился ради Тебя [для того, чтобы Ты был доволен мною]. Завершил я пост тем, чем Ты наделил меня. На Тебя я положился и в Тебя уверовал. Ушла жажда, наполнились жилы влагой, и утвердилось вознаграждение, если пожелаешь Ты. О Обладатель безграничной милости, прости грехи мои. Хвала Господу, Который помог мне поститься и наделил меня тем, чем я совершил разговение

Транслит: Аллаахумма лякя сумту ва ‘аляя ризкыкя афтарту ва ‘аляйкя таваккяльту ва бикя аамант. Зэхэбэ ззомэу вабтэллятиль-‘урууку ва сэбэталь-аджру ин шээаллааху та‘аля. Йя ваасиаль-фадлигфир лии. Альхамду лилляяхил-лязии э‘аанании фа сумту ва разакании фа афтарт

Мусульман ский календарь

Самое популярное

Рецепты Халяль

Наши проекты

При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна

Священный Коран на сайте цитируется по Переводу смыслов Э. Кулиева (2013 г.) Коран онлайн

Месяц рамадан молитва перед едой

Советы постящимся по поддержанию здоровья

в месяце Рамазан

В этой статье содержатся полезные советы, которые помогут избежать некоторых проблем со здоровьем, обычно возникающих у постящихся во время священного месяца Рамазан. Следуя этим советам, вы сможете снизить чувство физического дискомфорта и полностью сосредоточиться на духовной сущности месяца Рамазан. Во время священного месяца Рамазан ваше питание должно не сильно отличаться от обычного и быть максимально простым. Диета должна быть такой, чтобы наш нормальный вес не изменялся. Если же вы страдаете от избыточного веса, то месяц Рамазан – это лучшее время для нормализации веса. Поскольку пост длится долго, мы рекомендуем употреблять медленно усваиваемую грубую пищу, на переваривание которой уходит около 8 часов. Грубая пища включает в себя продукты, содержащие отруби, цельные зерна пшеницы, злаки, овощи, зеленые бобовые, горох, перец, кукурузу, кабачки, шпинат, и другая зелень (листья свеклы богаты железом), фрукты с кожурой, сухофрукты, курага, инжир, чернослив, миндаль и др. (т.е. все, что содержит сложные углеводы). В организме быстро сжигаются продукты, содержащие сахар, муку высшего сорта и т.д. (очищенные углеводы). Питание должно быть хорошо сбалансированным, и в него должны входить продукты из каждой группы, например, овощи, фрукты, мясо, птица, рыба, хлеб, зерновые и молочные продукты. Жареная пища вредит здоровью и ее потребление следует ограничить. Такая пища вызывает несварение, изжогу, отражается на весе.Не употребляйте: жирную и жареную пищу; продукты с избыточным содержанием сахара.Избегайте: переедать во время сухура; пить слишком много во время сухура (из-за этого из организма выводятся минеральные соли, необходимые для поддержания тонуса в течение дня).Употребляйте в пищу во время сухура: сложные углеводы, с тем чтобы пища дольше усваивалась и вы не испытывали чувства голода в течение дня; финики – великолепный источник сахара, клетчатки, углеводов, калия и магния; миндаль – источник протеинов и волокнистого вещества с малым содержанием жира; бананы – источник калия, магния и углеводов.Пейте: Как можно больше воды и соков между ифтаром и сном, чтобы поддержать нормальный уровень жидкости в организме.

Таравих-намаз – это желательный намаз, совершаемый в течение месяца Рамазан после ночного намаза. Начинают его совершать в 1-ю ночь месяца Рамазан и завершают в последнюю ночь поста. Таравих-намаз желательно совершать джамаатом в мечети, если нет таковой возможности, то дома, вместе с семьей, соседями. В крайнем случае, в одиночку. Обычно исполняют 8 ракаатов – 4 намаза по два ракаата, но лучше совершать 20 ракаатов, т.е. 10 намазов. Пророк Мухаммад (да благословит его АЛЛАХ и приветствует) вначале совершал по 20 ракаатов, затем, для облегчения своей общине (умме), ограничился 8-ю ракаатами. По окончании таравих-намаза совершают 3 ракаата витр-намаза.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ТАРАВИХ-НАМАЗА

Таравих состоит из четырех или десяти двухракаатных намазов и молитв, читаемых между этими намазами (до и после них). Эти молитвы приведены ниже.

МОЛИТВЫ, ЧИТАЕМЫЕ МЕЖДУ НАМАЗАМИ В ТАРАВИХЕ

Субхана ллаhи-ль-маликиль къуддус, субухун къуддус раббуль малаикати ваp-pyx. Субхана ман та”аззаза бил-къудрати валь-бакъаъ ва къаhhарал ”ибада биль-маути валь-фана”. Субхана раббика раббиль ”иззати ”амма йасифун ва салямун ”аляль-мурсалина валь-хамду лилляhи раббил ”алямин”.

Али бин Абу Талиб передает: Однажды я спросил у Пророка о достоинстве молитвы Таравих. Пророк ответил:

“Кто исполнит молитву Таравих в 1-ю ночь, тому Аллах простит его грехи.

Если исполнит и во 2-ю ночь, то АЛЛАХ простит грехи ему и его родителям, если они мусульмане.

Если и в 3-ю ночь – призовет ангел под Аршем: “Поистине Аллах, Свят Он и Велик, простил твои ранее совершенные грехи”.

Если и в 4-ю ночь – ему будет награда, равная вознаграждению человека, который прочитал Таврат, Инжиль, Забур, Къуръан.

Если и в 5-ю ночь – Аллах воздаст ему награду, равную совершению молитвы в Масжидуль Хараме в Мекке, в Масжидуль Набави в Медине и в Масжидуль Акъса в Иерусалиме.

Если и в 6-ю ночь – Аллах воздаст ему награду, равную совершению Тавафа в Байтуль Маъмуре. (Над Каабой на небесах находится невидимый дом из нура, где постоянно совершают таваф ангелы). И каждый камешек Байтуль Маъмура и даже глина попросит у Аллаха о прощении грехов этого человека.

Если и в 7-ю ночь – он достигает степени Пророка Мусы и его сторонников, выступивших против Фир’авна и Гьамана.

Если и в 8-ю ночь – Всемогущий воздаст ему степень Пророка Ибрахима.

Если и в 9-ю ночь – он будет равен человеку поклоняющемуся Аллаху, как близкие Ему рабы.

Если и в 10-ю ночь – Аллах дает ему баракат в пропитании.

Кто совершит молитву и в 11-ю ночь – покинет этот мир, как ребенок покидает утробу матери.

Если и в 12-ю ночь совершит – в Судный день этот человек придет с сияющим, как солнце, лицом.

Если и в 13-ю ночь – этот человек будет находиться в безопасности от всех бед.

Если и в 14-ю ночь – ангелы будут свидетельствовать, что этот человек совершил молитвы Таравих и Аллах в Судный день воздаст ему.

Если и в 15-ю ночь – этого человека будут восхвалять ангелы, в том числе носители Арша и Курса.

Если и в 16-ю ночь – Аллах освободит этого человека от Ада и подарит ему Рай.

Если и в 17-ю ночь – Аллах воздаст ему большую степень перед Собой.

Если и в 18-ю ночь – Аллах воззовет: “О, Раб Аллаха! Я доволен тобой и твоими родителями”.

Если и в 19-ю ночь – Аллах поднимет его степень до Рая Фирдавс.

Если и в 20-ю ночь – Аллах воздаст ему награду Шахидов и праведников.

Если и в 21-ю ночь – возведет Аллах ему в Раю дом из Нура (сияния).

Если и в 22-ю ночь – этот человек будет в безопасности от печали и тревог.

Если и в 2З-ю ночь – Аллах возведет ему город в Раю.

Если и в 24-ю ночь – 24 молитвы этого человека будут приняты.

Если и в 25-ю ночь – Аллах освободит его от могильных мук.

Если и в 26-ю ночь – Аллах возвысит его степень в 40 раз.

Если и в 27-ю ночь – пройдет этот человек через мост Сират молниеносно.

Если и в 28-ю ночь – Аллах возвысит ему 1000 степеней в Раю.

Если и в 29-ю ночь – Аллах воздаст ему степень 1000 принятых хаджей.

Если и в 30-ю ночь – Аллах скажет: “О, Мой раб! Вкуси плоды Рая, испей из райской реки Кавсар. Я – твой Создатель, ты – Мой раб”.

Всевышний Аллах вменил в обязанность мусульман соблюдать пост во второй год Хиджры. Чтобы исполнить эту обязанность, мы, ежедневно в течение всего месяца накануне вечером, до рассвета следующего дня, принимаем намерение (на очередной день) во имя Аллаха от рассвета до полного захода солнца не есть, не пить и не давать волю своим страстям, чтобы не нарушить пост.

(Начинать пост нужно от рассвета. Многие по незнанию постятся от восхода – это неверно, будьте внимательны!)

Намерение, прежде всего. Намереваясь исполнить волю Всевышнего, мы надеемся на благословение Аллаха. Именно такое намерение в корне отличает пост от диеты. Пост – одно из основных форм поклонения. Один из самых сильных способов. Если, при исполнении намаза, мы используем небольшие отрезки дня, то для поста используем весь световой день целиком. Сподвижник пророка Аллаха Абу Умама трижды подряд обращался к Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, со словами: "Посланник Аллаха, дайте мне какое-нибудь серьезное дело на пути Аллаха". На что посланник трижды подряд ответил: "Тебе нужно поститься. Так как в форме поклонений посту нет равных". Абу Умама был настолько проникнут этими словами пророка, что после этого над его домом при дневном свете никогда не появлялся дым от очага. Разве что придут гости.

Постящиеся мусульмане получают много полезного. А главное, – соблюдение поста является причиной прощения грехов. Всевышний Аллах обязал нас поститься, чтобы легче было побороть свои страсти. С сытостью уменьшается возможность духовного роста. При опустевшем желудке от всего организма идет какое – то свечение. Сердце очищается от "ржавчины", исчезает душевная грязь. При духовном очищении человек глубже осознаёт содеянные ошибки и ему легче быть в состоянии мольбы о прощении своих грехов. Пророк Мухаммад (меиб), сказал: "Прошлые грехи простятся тому, кто вознамерится поститься, с искренним чувством уверовав в обязательность поста и надеясь на благость Всевышнего". Хадис приведен у Муслима и Бухари.

Как Закяат, который мы даем бедным мусульманам, очищает нас, так и пост очищает от содеянных грехов. Можно сказать, пост – это закяат нашего организма. В хадисе, приведённом у Муслима, говорится: "Грехи, совершенные между двумя молитвами, прощаются очередной молитвой; грехи, не прощенные обычной молитвой, прощаются очередной пятничной молитвой; более же серьезные грехи, не прощенные и в этот раз, прощаются во время поста в месяц Рамазан". Однако, крупные грехи нужно обязательно избегать.

Люди, в некотором смысле, похожи на ангелов. Например, и те и другие обладают умом. По этой причине люди, как и ангелы, обязаны поклоняться Аллаху. С другой стороны люди имеют много общего и с животным миром. Также как и твари имеют пол, едят, пьют и имеют другие естественные потребности. И, если люди думают только о еде, только набивают желудок, то в этом случае исчезает духовность, человек отдаляясь от подобия ангелов, приближается к подобию животных.

Пост служит также причиной принятия Аллахом наших дуа (молитв). Как известно, ангелы не едят и не пьют. Постящийся, ограничив себя в приеме пищи и воды, приближается к духу ангелов и получает духовную силу. В таком состоянии молитвы его принимаются быстрее, потому что страсть покорена, душа более свободна и искреннее от этого молитва. Слова, сказанные в таком состо

Намаз-таравих- это желательныйнамаз (намаз-сунна), совершаемый в течение месяца Рамазан после обязательного ночного намаза. Его начинают совершать с 1-й ночи и завершают в последнюю ночь поста. Намаз-таравих предпочтительно совершать коллективно в мечети, если же нет таковой возможности, то дома, вместе с семьей, соседями. В крайнем случае, его можно совершить и в одиночку.

Обычно совершают восемь ракаатов: четыре намаза по два ракаата, но лучшевыполнить двадцать ракаатов, т.е. десять намазов.Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) совершал как двадцать ракаатов, так и восемь. По окончании намаза-таравих, совершают три ракаата намаза-витру (вначале двухракаатный намаз, затемодноракаатный).

Порядок совершения намаза-таравих

Таравих состоит из четырех или десятидвухракаатных намазов и молитв, читаемых между этими намазами (до и после них). Эти молитвы приведены ниже.

1.После совершения обязательного ночного намаза и намаза-сунны ратиба, читается дуа (мольба) №1.

2. Совершается первый намаз-таравих.

3. Читается дуа №1.

4. Соввершается второй намаз-таравих.

5. Читается дуа №2 и дуа №1.

6. Совершается третий намаз-таравих.

7. Читается дуа №1.

8. Совершается четвертый намаз-таравих.

9. Читается дуа №2 и дуа №1.

10. Совершается двухракаатный намаз-витру.

11. Читается дуа №1.

12. Совершается одноракаатный намаз-витру.

13. Читается дуа №3.

Молитвы, читаемые между намазами-таравих

Дуа №1: “Ла хьавла ва ла къуввата илла биллах1. Аллах1умма салли Iала Мухьаммадин ва Iала али Мухьаммадин ва саллим. Аллах1умма инна насъалукаль джанната фанаIудзубика минаннар”.

Дуа №2: “Субхьаналлах1и вальхьамду лиллах1и ва ла илах1а илла ллах1у валлах1у акбар. СубхIаналлах1и Iадада халкъих1и ва ридаа нафсих1и ва зината Iарших1и ва мидада калиматих1” (3 раза).

Дуа №3: “Субхьаналь маликиль къуддус (2 раза). Субхьаналлах1иль маликиль къуддус, суббухьун къуддусун раббуль малаикати ваppyxь. Субхьана ман таIаззаза биль къудрати валь бакъа-и ва къах1х1араль Iибада биль мавти валь фанаъ. Субхьана раббика раббиль Iиззати Iамма ясыфун ва саламун Iалаль мурсалина вальхьамду лиллах1и раббиль Iаламийн”.

Все эти мольбы читаются всеми молящимися вслух.

В завершении читается следующее дуа:

“Аллах1умма инни аIудзу биридака мин сахатIика ва бимуIафатика мин Iукъубатика ва бика минка ля ухьси санаъ-ан Iаляйка анта кама аснайта Iаля нафсика”.

(Хадис, переданный от Али бин абу Талиба)

Али бин Абу Талибрассказал: “Однажды спросили у Посланника Аллахао достоинстве намаза-таравих, на что Пророк (мир ему и благословение) ответил:

"Кто исполнит намаз-таравих в 1-ю ночь, тот очистится от грехов, подобно новорожденному.

Если исполнит его и во 2-ю ночь - грехи простятся как ему, так и его родителям, если они мусульмане.

Если и в 3-ю ночь - призовет ангел под Аршем: "Ты возобновляй свои деяния, Аллахпростил все твои ранее совершенные грехи!".

Если и в 4-ю ночь - ему будет награда человека, который прочитал Таврат, Инжиль, Забур и Коран.

Если и в 5-ю ночь - Аллахвоздаст ему награду, равную совершению молитвы в Масжид-уль-Хараме в Мекке, в Масжид-уль-Набави в Медине и в Масжид-уль-Акса в Иерусалиме.

Если и в 6-ю ночь - Аллахвоздаст ему награду, равную совершению т1авафа (ритуальный, приветственный обход) в Байт-уль-Мамуре (дом из нура, находящийся над Каабой на небесах, где постоянно совершают т1аваф ангелы). И каждый камешек Байт-уль-Мамура и даже глина попросит Аллахао прощении грехов этого человека.

Если и в 7-ю ночь - он подобен человеку,который помогал пророку Мусе (мир ему), когда тотвыступил против Фиравна и Хамана.

Если и в 8-ю ночь - Всемогущий воздаст ему то, что дал пророку Ибрахиму (мир ему).

Если и в 9-ю ночь - ему зачтется поклонение, подобное поклонению пророка Аллаха.

Если и в 10-ю ночь - Аллахдаст ему все благое этого и того мира.

Кто совершит молитву и в 11-ю ночь - покинет этот мир, подобно ребенку, покидающему утробу матери (безгрешным).

Если и в 12-ю ночь - он встанет в Судный день с сияющим, подобно полной луне, лицом.

Если и в 13-ю ночь - он будет находиться в безопасности ото всех бед Судного дня.

Если и в 14-ю ночь - ангелы будутсвидетельствовать, что этот человек совершал намазы-таравих, и в Судный день он будет избавлен Аллахомот допроса.

Если и в 15-ю ночь - его будут благословлять ангелы, в том численосители Арша и Курса.

Если и в 16-ю ночь - Аллахубережет его от Ада и одарит его Раем.

Если и в 17-ю ночь - Аллахвоздаст ему вознаграждение, подобное вознаграждению пророкам.

Если и в 18-ю ночь -Ангел воззовет: "О раб Аллаха! Поистине Аллахдоволен тобой и твоими родителями".

Если и в 19-ю ночь - Аллахподнимет его степень в Раю Фирдавс.

Если и в 20-ю ночь - Аллахвоздаст ему награду шахидов и праведников.

Если и в 21-ю ночь - Аллахвозведетдля него в Раю дом из нура (сияния).

Если и в 22-ю ночь - этот человек будет в безопасности от печали и тревог Судного дня.

Если и в 2З-ю ночь - Аллахпостроит ему город в Раю.

Если и в 24-ю ночь - 24 молитвы этого человека будут приняты.

Если и в 25-ю ночь - Аллахизбавит его от могильных мук.

Если и в 26-ю ночь - Аллахвозвысит его, добавив ему вознаграждение за 40 лет поклонения.

Если и в 27-ю ночь - он молниеносно пройдет через мост Сират.

Если и в 28-ю ночь - Аллахвозвысит его на 1000 степеней в Раю.

Если и в 29-ю ночь - Аллахвоздаст ему вознаграждение, подобное вознаграждению за 1000 принятых хаджей.

Если и в 30-ю ночь - Аллахскажет: "О Мой раб! Вкуси плоды Рая, купайся в воде Саль-Сабиля, испей из райской реки Кавсар. Я - твой Господь, ты - Мой раб”.

(Хадис приводится в книге «Нузхатуль Маджалис»)

....................................................................................................​...................................

Таравих-намаз

(صلاة التراويح )

Таравих-намаз является настоятельно требуемой сунной Пророка. Его совершают в месяц Рамадан.

Время совершения таравих-намазов начинается после ночного намаза и продолжается до рассвета. Лучшее время для таравиха наступает по прохождении четверти ночи. Особенно ценится таравих-намаз, совершенный после непродолжительного сна. Но везде традицией стало совершение таравиха после ночного намаза и ратибата (сунна-намаза), совершаемого после него.

Многие обычно совершают таравих в восемь ракаатов, но во всех книгах по Шариату указывается, что надо совершать двадцать ракаатов. В других мусульманских странах его совершают в двадцать ракаатов, и нам лучше было бы совершать таравихи в таком же количестве.Если в мечети совершен таравих только в восемь ракаатов, то оставшиеся двенадцать рака"атов можно совершить и дома. Лучше всего совершать таравих-намазы, проснувшись рано, до рассвета, и в конце совершить витру-намаз.

витру-намаз в месяц Рамазан хорошо совершать джамаатом, нолучше,совершать его в мечети.

Таравих-намазы совершают по два обычных ракаата, завершая каждые два ракаата произнесением ("سلام "). Тем, кто в состоянии, желательно во время совершения таравихов в течение месяца Рамазанчитать Коран.

Намерение перед таравих-намазом произносится так: «Я намерен совершить сунна-намаз — таравих Всевышнему Аллаху, Аллаку акбар», а если совершается за имамом то к намерению следуетдобавить «совершить намаз за имамом».

В коллективном намазе перед началом каждого из таравихов (т.е. перед началом каждого двухракаатного таравих-намаза) и перед началом каждого из витру-намазов имам произносит:[ الصلاة جامعة ], (Вставайте на джамаат-намаз). Остальные хором отвечают:[لاحول ولا قوّة الا بالله أللهم صلّ على محمد وعلى ال محمد وسلّم أللهم انا نسئلك الجنة فنعوذ بك من النار

(Нет силы и могущества для совершения "ибадата (поклонения Аллаху) и для отказа от послушания Аллаху, кроме как от [Самого] Аллаха.

О Аллах, благослови Мухаммада и одари его благополучием, защитой от бед и невзгод, а также и род его.

О Аллах, мы просим у Тебя Рая и прибегаем к Тебе для защиты от Огня).

После этого встают, приступают к намазу и совершают, как обычно, два ракаата.

Кроме того, после второго, четвертого, шестого, восьмого и десятого намазов (т. е. после совершения четырех, восьми, двенадцати, шестнадцати и двадцати ракаатов), до приведенной выше молитвы, читают трижды и следующую молитву:سبحان الله والحمد لله ولا اله الاالله والله أكبر سبحان الله عدد خلقه ورضاء نفسه وزنة عرشه ومداد كلماته

(Я утверждаю, что Аллах чист от каких бы то ни было недостатков, кто бы ни совершил что бы то ни было, хвалы достоин лишь один Аллах, нет ничего и никого (бога, божества), кому следует поклоняться кроме Аллаха.

Я свидетельствую, что Аллах чист столько раз, сколько у Него творений, сколько у Него довольства, сколько весит Арш" и сколько у Него чернил, которыми Он пишет Свою Речь).

После таравихов также джамаатом совершают витру-намаз (обычно в три ракаата). После завершения витру-намаза также хором дважды читают следующую молитву: سبحان الملك القدّوس سبحان الله الملك القدّوس سبّوح قدّوس ربّ الملائكة والرّوح سبحان من تعزّز بالقدرة والبقاء وقهّر العباد بالموت والفناء سبحان ربّك ربّ العزّة عما يصفون وسلام على المرسلين والحمد لله ربّ العالمين

(Мы утверждаем: Пречист чистейший Царь).

(Мы утверждаем: Пречист Аллах, являющийся чистейшим Царем. Пречист Аллах - Господь ангелов и архангела Джибриля).

(Чист Аллах — возвышен Он Своим всемогуществом и вечностью. Он смертью и уничтожением покорил рабов Своих.

(О Мухаммад) чист Твой Господь от того, что говорят язычники, Он Господь величия. Салам Аллаха посланникам [Аллаха], всякая хвалаАллаху).

لا اله الا انت سبحانك انى كنت من الظالمين

(Нет бога (божества) достойного поклонения кроме Тебя, Ты чист от недостатков, я сам притеснитель для себя).

Затем читают дуа, читаемую после намаза-витру:

أللهم انى أعوذ برضاك من سخطك وبمعافاتك من عقوبتك وأعوذ بك منك لا أحصى ثناء عليك أنت كما أثنيت على نفسك

(О мой Аллах, довольством Твоим я добиваюсь (ищу) защиты от гнева Твоего, спасением Тобою ищу защиты от мучений Твоих, я не в силах воздать Тебе должную хвалу, Ты таков, как Сам восхваляешь Себя).

Многие совершают намазы-таравих второпях, что порицается в шариатских книгах. Таравихи нужно совершать спокойно, прочитав молитву "Ваджжах1ту..." (« دعاء الافتتاح ») и молитву― ("كما صلّيت "), и, совершая поклоны, не спеша и в соответствии с правилами.

В достоверном хадисе, который приводится у Бухари и Муслима, говорится: "Кто бы ни был, если он поднимется с постели с намерением помолиться в месяц Рамазан, уверовав в Аллаха и имея иман (истинную веру), будучи уверенным, что он за это получит вознаграждение, тому Аллах простит все совершенные ранее грехи".

Достоинства намаза таравих с точки зрения медицины

Мусульмане получают терапевтическую и духовную пользу начиная с омовения, заканчивая телодвижениями в молитве (намаз). Ислам предписывает совершение пяти обязательных ежедневных намазов (салят), добровольных намазов в течение года (сунна, нафль) и молитвы таравих. Таравих – это дополнительный намаз, который совершается после ночного намаза в течение всего месяца Рамадан. Таравих состоит из 8 - 20 рака’атов (цикл определенных действий в намазе, который принимается за единицу в молитве) с несколькими минутами перерыва после каждых 4 рака’атов для произнесения слов возвеличивания Аллаха. Таким образом, мусульмане регулярно совершают умеренные физические упражнения практически для всех мышц тела, что, как известно, способствует улучшению кровообращения и, следовательно, улучшает циркуляцию крови в сердечной мышце, укрепляя ее.

Пост в Исламе (Ураза) длится от рассвета до заката, после чего наступает время разговения (ифтар). Непосредственно перед ифтаром уровень глюкозы и инсулина в крови находится на самом низком уровне, начиная повышаться во время разговенияза счет попадания пищи в организм. Сахар в крови достигает наиболее высокого уровня через один – два часа после ифтара, когда наступает время намаза таравих. Именно в этот момент молящийся получает наибольшую пользу от совершения намаза. Циркулирующая в крови глюкоза метаболизируется в углекислый газ и воду во время намаза. Таким образом, это способствует расходу дополнительных калорий, кроме того, любой намаз улучшает гибкость тела, координацию, предотвращает появление стресса, беспокойства и депрессии.

Физическое и эмоциональное благополучие

Мягкие физические упражнения, выполняемые во время намаза, улучшают самочувствие, эмоциональное состояние и качество жизни молящегося. Когда человек регулярно прилагает небольшие физические усилия, как при выполнении молитвы таравих, повышается выносливость и сила духа. Было замечено, что пятикратная ежедневная молитва оказывает такие же физиологические воздействия (без какого-либо нежелательного побочного эффекта) как бег трусцой или быстрая ходьба.

Для сравнения приведем некоторые научные факты. Недавние научные исследования, проводимые с участием 17 тысяч выпускников Гарвардского колледжа, учившихся в период с 1916 по 1950 гг., дали убедительные доказательства, что только умеренные упражнения аэробики, которые приравниваются к ежедневному бегу трусцой на дистанцию 3 мили (что составляет около 5 км), способствует хорошему здоровью и могут продлить жизнь.Смертность мужчин, которые расходовали около 2000 ккал энергии еженедельно (равно ежедневной 30-минутной ходьбе, бегу трусцой, езде на велосипеде, плаванию и т.д.), была от одной четверти до одной трети ниже, чем смертность их однокурсников, которые вели малоактивный образ жизни или не занимались физическими упражнениями вообще. В дополнение к медицинским преимуществам намаза можно добавить, что мусульмане, регулярно совершающие его, в любое время готовы к неожиданным физическим нагрузкам, например, если пришлось резко поднять ребенка, стул, или «поймать» общественный транспорт и т.п. Пожилые люди, ежедневное совершающие намаз,справятся с незначительными физичесикими нагрузками без особых усилий и затруднений. Таким образом, люди любых возрастовнайдут много преимуществ в подобного рода физической активности.

Пожилые люди

Чем старше становятся люди, тем больше снижается их физиологическая активность, в результате чего кости становятся тонкими, и, если не предпринимать никаких мер, это перерастает в остеопороз. Эта болезнь приводит к переломам костей в связи с их хрупкостью и «рыхлостью» вследствие потери костной массы. У пожилых людей снижается физическая активность, уровень инсулиноподобного фактора роста. Резервные функции всех жизненно важных органов сокращаются, и они становятся более чувствительны к недомоганиям. Кожа становится менее эластичной и морщинистой. Восстановительные процессы в теле замедляются, и снижается иммунитет.

Первичный остеопороз распространен не только среди пожилых людей, но и среди женщин в постклимактерическом периоде вследствие эстрогенной недостаточности, а также среди женщин, перенесших двустороннее удалениеяичников. Женщины в шесть раз чаще, чем мужчины, страдают остеопорозом первого типа. Три основные стратегии для профилактики остеопороза – это диета с повышенным потреблением кальция и витамина D, регулярные упражнения и эстрогенозаменяющая терапия.

Благодаря регулярным, повторяющимся движением тела во время намаза улучшается работоспособность, повышается мышечная сила, выносливость сухожилий, тело становится гибким, улучшается сердечнососудистая деятельность организма. Таким образом, намаз позволяет пожилым людям обогатить качество жизни, с легкостью переносить непредвиденные ситуации, такие, как внезапное падение, которое может нанести вред органам. Таравих намаз повысит их выносливость, самоуважение и придаст уверенности в себе, позволит почувствовать себя самодостаточными. Далее мы подробно рассмотрим, какое воздействие оказывают намазы на тело человека.

Воздействие на скелетные мышцы

Во время совершения намаза активизируется работа всех мышц тела. Не смотря на относительную несложность упражнений и легкость выполнения, это повышает выносливость и снижает усталость. Намаз помогает недееспособным при их ограниченных возможностях максимально активизировать свои силы. Как известно, кровоток к пассивным мышцам находится на низком уровне. Во время намаза кровоток в мышцах значительно возрастает. Иногда поток крови усиливается еще до начала намаза,едва верующий вознамерился совершить молитву.

Однако, помимо регулярных упражнений немаловажным фактором для мышц тела является питание человека. В дополнение к необходимым для процессов жизнедеятельности жирам, белкам и углеводам, человеческий организм нуждается в полезных минералах, таких как калий для нервов и мышечной активности. Он находится в мясе, фруктах, морепродуктах, молоке. Дефицит калия приводит к неврологическим расстройствам, развивается мышечная слабость, появляется снижение рефлексов, гипотония, нарушения в проводящей системе сердца, непроходимость кишечника, полиурия.Калий также играет важную роль в передаче нервных импульсов и является одним из основных положительных ионов во внутриклеточной жидкости, участвует в создании и поддержании электрического мембранного потенциала клеток. Этот минерал регулирует внутриклеточное осмотическое давление, стимулирует активность ферментов гликолиза, участвует в метаболизме белков и гликогена, играет важную роль в формировании потенциала действия в нервных и мышечных клетках и проведении нервных импульсов, обладает иммуномодулирующей активностью.

Во время молитвы таравих систолическое давление крови (момент сокращения и выброса крови в артерии) может немного подняться, в то время как диастолическое артериальное давление (когда сердце на несколько секунд расслабляется и наполняется нужным объемом крови), может оставаться неизменным или даже снижаться. Однако после намаза кровяное давление может падать чуть ниже обычного уровня, что является положительным признаком. Намазыулучшают дыхательные функции, увеличивают циркуляцию крови в капиллярах, окружающих альвеолы,это способствует расширенному газообмену и глубокому дыханию. Увеличение потребления кислорода заставляет молящегося лучше себя чувствовать. Те, кто совершают таравих (помимо предписанных обязательных ежедневных пятикратных намазов) имеют лучшую физическую подготовку и более активны даже в преклонном возрасте, по сравнению с теми, кто не совершает его. Намаз таравих улучшает физическую силу, повышает выносливость суставов и уменьшает риск травм сухожилий и соединительных тканей. Намаз таравих способствует обогащению костной ткани минералами, что особенно важно для женщин в период менопаузы, а также пожилых людей для предотвращения остеопороза и поддержания в норме структуры костной ткани. Таким образом, риск остеопороза существенно сокращается за счет регулярных обязательных намазов и намаза таравих. Благодаря намазам улучшается смазка суставов, облегчаются движения, а также сохранятся их гибкость. Совершение обязательных намазов и намаза таравих является профилактикой тромбоза глубоких вен (наиболее распространенная причина гангрены в ногах у пожилых людей).

Процесс обмена веществ

Намаз способствует нормализации веса тела и расходу калорий, не увеличивая при этом аппетит молящегося. Умеренные ограничения в еде, как на «ифтар» (разговение) так и «сахур» (ранний утренний завтрак перед началом поста), в комбинации с намазами снижают вес за счет сжигания жира. Вес же тела без жира остается неизменным, иногда незначительно возрастает, т.е. не происходит истощения организма вопреки распространенному мнений людей, отказывающихся поститься по этой причине. Поэтому во время Рамазана следует не переедать на «ифтар» и «сахур», быть усердными в совершении намазов, в том числе и таравих намаза, это позволит потерять часть избыточного веса, что, несомненно, принесет пользу всему организму.

Психическое здоровье

Всем известен тот факт, что физические упражнения улучшают настроение, мысли и поведение. Регулярные намазы (которые, как мы уже говорили выше, приравниваются к физическим упражнениям) повышают качество жизни, способствуют ощущению чувства благополучия, приливу энергии, уменьшают беспокойство и депрессию, положительно влияют на настроение и появляется уверенность. Регулярное повторение аятов из Корана и слов возвеличивания Аллаха улучшает память, особенно у пожилых людей, позволяет отвлечься от ненужных посторонних мыслей. Профессор Гарвардского университета, д-р. Герберт Бенсон обнаружил, что повторение молитв, аятов из Корана или поминаниеАллаха (зикр), сопровождаемые размышлениями, мышечной активностью, приводит к так называемой "ответной релаксации", которая ведет к снижению артериального давления, снижению потребления кислорода, сокращению сердечной и дыхательной деятельности. Все эти действия объединены в намазе таравих, который является идеальным условием для релаксации. Т.е. происходит регулярная мышечная активность, благодаря регулярному совершению намаза, произнесению слов восхваления Аллаха и молитвы. В намазе разум находится в расслабленном состоянии. Это спокойное состояние может быть отчасти связано с выбросом эндорфина в кровь.Эндорфин - пептид естественного происхождения, который содержится в организме и оказывает воздействие, аналогичное действию морфина и других производных опиума. Он оказывает болеутоляющее действие, уменьшая величину сигналов, передаваемых по нейронам (нервным клеткам).Например, во время родов происходит выброс эндорфина, что снижает ощущение боли женщины даже без использования медикаментов.

Адреналин

Адреналин (от лат. ad - при и геnalis - почечный) - гормон, вырабатывающийся, как и норадреналин, в мозговом слое надпочечников, играющий важную роль в жизнедеятельности организма человека. Адреналин секретируется и при незначительной активности. Даже после молитвы таравих воздействие адреналина и норадреналина продолжают проявляться. Выброс адреналина увеличивает скорость кровотока, сердце начинает работать быстрее, ускоряется реакция, т.к. в мышцы поступает больше крови, насыщенной кислородом. Активность симпатической нервной системы и секреция адреналина мозговым веществом надпочечников связаны друг с другом. Так, при физической нагрузке возрастает секреция адреналина, усиливая действие симпатической нервной системы. Достаточно даже мысли или намерения совершить намаз, чтобы активизировать деятельность симпатической нервной системы, которая мобилизует силы организма в экстренных ситуациях, увеличивает трату энергетических ресурсов, расширяет бронхи, усиливает вентиляцию.

Заключение

Ислам является единственной религией, где движения во время намаза, который является одним из обязательных видов поклонения Всевышнему, объединены с духовными переживаниями. Когда намазы практикуются в течение всей жизни человека, повторяясь каждые несколько часов, это приспосабливает его проводить сложнейшую медитацию в сочетании с физической активностью, так, что молящийся получает как духовную, так и физическую пользу от поклонения своему Господу. Обязательные намазы и таравих уникальны в том плане, что физическое напряжение, связанное с телодвижениями, сочетается с моральной релаксацией. Регулярные обязательные и дополнительные намазы уменьшают раннюю смертность людей с повышенным артериальным давлением (первичный риск сердечных заболеваний) на половину. Они также борятся с генетическими тенденциями к ранней смертности.

Снижается артериальное давление;

Улучшается работа сердца;

Увеличивается насыщение крови кислородом;

Улучшается кровообращение;

Снижается уровень холестерина в крови;

Устраняется депрессия;

Улучшается возможность справляться со стрессом;

Улучшается самооценка;

Улучшается сон, и общее состояние человека;

Поддерживается стабильный уровень сахара в крови;

Снижается излишний вес;

Улучшается работа легких;

Усиливаются кости;

Увеличивается мышечная сила;

Увеличивается скорость обмена веществ;

Снижается риск заболевания раком;

Улучшается способность концентрироваться.

Таким образом, все намазы (обязательные, ваджиб, сунна, нафль и таравих) необходимы человеку для продолжительной и качественной жизни.

Вменение в обязанность мусульманского поста

Основными доводами обязательности соблюдения поста являются аят священного Корана и два хадиса Посланника Аллаха (мир ему и благословение) . Всевышний в Коране сказал (смысл): «Месяц Рамадан, в который ниспослан был Коран , будучи руководством для людей и как разъяснение прямого пути и различения между истиной и ложью… Тот же, кто застанет из вас Рамадан, пусть соблюдает пост ... » (сура «Аль-Бакара», аят 185).

شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنْزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُوا الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

Если встретил Рамадан в одном месте, а прощаешься в другом

Именно поэтому мусульманские богословы и вынесли решение о том, что, если мусульманин начал поститься, увидев луну в своём населённом пункте, а затем отправился в путешествие в далёкий (где другой часовой пояс) населённый пункт, ему вменяется в обязанность завершить месяц Рамадан тогда, когда его завершат в местности, в которую он прибыл. Это положение распространяется даже на того, кто уже завершил 30 постов , потому что по Шариату с того момента, как он прибыл в новый населённый пункт, он как бы становится одним из жителей этой местности, следовательно должен соблюдать пост так же, как и все остальные жители. Если в местности, в которую прибыл мусульманин, увидели луну (указывающую на завершение месяца Рамадан и наступление Шавваля), то он обязан отпустить пост . И не имеет значения, соблюдал он всего 28 постов (потому как в этой местности Рамадан мог быть 29-дневным) или 29 постов (потому как Рамадан мог быть 30-дневным). Однако в первом случае, когда приезжему пришлось разговляться вместе с жителями, тогда как он соблюдал всего 28 постов , ему вменяется в обязанность восполнить один пост в любое удобное для него время после праздничного дня Ид аль-Фитр (праздник разговенья), потому что минимальное количество дней месяца Рамадан бывает 29.

Тот же, кто в праздничный день (Ид аль-Фитр) отправился в местность, в которой всё ещё постятся, обязан воздерживаться от всего, что нарушает пост , до наступления времени вечерней молитвы.

Согласно остальным трём мазхабам при видении новолуния поститься обязательно не только жителям близлежащих населённых пунктов, но и всем остальным, даже тем, кто живёт на другом полушарии Земли.

Условия обязательности поста

Таклиф. Таклифом называется наличие в мусульманине следующих качеств: совершеннолетие и рассудок. Сам мусульманин, который подпадает под эту категорию, называется мукалляфом. Т. е. поститься обязательно только совершеннолетнему мусульманину, достигшему половой зрелости. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Троим не записываются грехи: 1) спящему, пока не проснётся, 2) ребёнку, пока не станет совершеннолетним, 3) сумасшедшему, пока не поправится» («Сунану Аби Давуда», № 4403).

رُفِعَ الْقَلَمُ عَنْ ثَلَاثَةٍ عَنْ النَّائِمِ حَتَّى يَسْتَيْقِظَ وَعَنْ الصَّبِيِّ حَتَّى يَحْتَلِمَ وَعَنْ الْمَجْنُونِ حَتَّى يَعْقِل

Отсутствие обоснованной по Шариату причины, препятствующей поститься или разрешающей разговляться.

Причин, препятствующих соблюдению поста, две

Наступление месячных или послеродовых выделений у женщин.

Потеря сознания или потеря рассудка в течение всего дневного времени (т. е. со времени утренней молитвы до времени вечерней молитвы). Если потерявший сознание или сумасшедший придёт в себя даже на миг в течение светового промежутка дня, он обязан с этого момента поститься до конца дня.

Причин, разрешающих не соблюдать пост, три

Болезнь, при которой соблюдение поста наносит вред организму или доставляет сильную боль и недомогание. А если болезнь или боль будут настолько тяжкими, что будет вероятность угрозы жизни, – такому человеку вменяется в обязанность отпустить пост !

Дальнее путешествие. Дальним путешествием считается, когда расстояние пути не менее 83 километров. Кроме того, чтобы путнику дозволялось не соблюдать пост , необходимо, чтобы путешествие было дозволенным и продолжалось до конца дня. Тому, кто ещё будучи дома начал соблюдать пост, а затем в течение дня отправился в путь, не разрешается разговляться, т. е. прервать пост .

Основанием для вышеизложенных двух причин, разрешающих не поститься, служит аят Корана , в котором говорится (смысл): «<...> тот же, кто болен или в пути, пусть восполнит пост в другое время...» (сура «Аль-Бакара», аят 185).

وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ

Бессилие поститься. Тому, кто не в состоянии поститься из-за преклонного возраста или хронической болезни, например язвы желудка, разрешено разговляться. Поститься обязательно тем, кто физически в состоянии делать это. Поскольку в Коране сказано (смысл): «Тем же, кто в состоянии поститься лишь с неимоверной тягостью, следует накормить бедняка » (сура «Аль-Бакара», аят 184).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), давая комментарий к этому аяту, сказал, что речь идёт о людях преклонного возраста, которые не в состоянии поститься и которые вместо каждого пропущенного поста должны накормить одного бедняка (одним муддом (600 граммов) основного продукта питания данной местности) («Сахих аль-Бухари», № 4235).

В эту же категорию входят беременные и кормящие матери. Если соблюдение поста может нанести вред беременной женщине и/или зародышу или соблюдение поста может отразиться на грудном ребёнке, так что у роженицы может не хватать молока для ребёнка, разрешено разговляться, т. е. не поститься. Однако, если беременная или кормящая мать не соблюдает пост только из опасения нанести вред зародышу или грудному ребёнку, помимо возмещения пропущенных постов ей ещё вменяется в обязанность выплатить штраф в размере 600 граммов (мудд) в пользу бедняков за каждый пропущенный пост .

Условия, необходимые для действительности поста

- Месячные и послеродовые выделения . Их наступление тоже нарушает пост, даже если их продолжительность будет недолгой. И, конечно же, пропущенные посты по причине их наступления надо возмещать.

- Потеря рассудка или, да убережёт нас от этого Всевышний , вероотступничество тоже нарушают пост.

Каждому постящемуся необходимо остерегаться всех вышеперечисленных семи причин, в противном случае пост нарушится и будет недействительным. Пост того, кто совершит что-либо из вышеперечисленного, предполагая, что время утренней молитвы ещё не наступило, а в действительности оно уже наступило и это каким-то образом выяснится, – нарушается, но вместе с этим этот человек обязан воздерживаться от всего, что нарушает пост, до конца дня, проявляя уважение к месяцу Рамадан. Аналогично и в том случае, когда постящийся отпустил пост, предполагая, что время вечерней молитвы уже наступило, а как оказалось – нет, его пост нарушается, и ему необходимо возместить этот пост.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Фото: freepik.com