Лютеранская церковь петра и павла адрес. Евангелическо-лютеранский кафедральный собор святых петра и павла

Лютеранский собор (кирха) Петра и Павла

Только в стенах этого собора можно услышать самый старинный в столице орган. Известно, что ни один музыкальный инструмент в мире не даёт такого богатого, а порою и фантастического звучания, такого объёмного, почти осязаемого звука. Не зря Моцарт называл орган «королём инструментов».

История этого инструмента не менее интересна, чем и история самого собора.

Первую каменную лютеранскую церковь во имя святых апостолов Петра и Павла заложил в 1694 году царь Пётр I. На следующий год она была освящена в его присутствии.

В эпоху Московского царства протестантизм был религией иностранцев, хотя во времена Бориса Годунова на деньги самого царя строится церковь, куда специально приглашаются проповедники из Германии.

С воцарением Петра I в развитии лютеранства в России наступает новый этап. Пётр I c явной симпатией относился к лютеранам и к самой реформе Лютера. Кроме того, царь окружил себя протестантскими придворными и реформировал Русскую церковь на протестантский манер (упразднил пост патриарха и стал официальным главой церкви, правящим посредством Синода).

А в результате Северной войны, с присоединением новых территорий, лютеранство становится религией коренных жителей России, населявших Ингерманландию, Лифляндию, Эстляндию, Курляндию.

С 1721 года царь разрешил всем протестантам свободно исповедовать свою веру, впрочем, памятуя о Смутном времени, он оставил запрет на пропаганду.

В короткий период правления императора Петра III было провозглашено уравнение в правах протестантской и православной церквей.

Собор Святых апостолов Петра и Павла

Петропавловский лютеранский храм просуществовал до времени правления императора Александра I. Он погиб, как и многие здания города, во время большого московского пожара 1812 года.

И вот в 1818 году близ Покровки, в Старосадском переулке, началась постройка нового храма. Финансировал строительство король Пруссии Фридрих Вильгельм III. И его участие было не случайным. Дело в том, что дочь прусского короля Вильгельма III из династии Гогенцоллернов, принцесса Фpедеpика-Луиза-Шаpлотта-Вильгельмина, вышла замуж на царевича и великого князя Николая Павловича, младшего брата императора Александра I. Лоттхен, как её звали в семье, после замужества в 1817 году стала именоваться великой княгиней Александрой Фёдоровной.

Любезная, веселая, красивая и очень грациозная Александра Фёдоровна стала украшением русского двора. В отличие от супруги Александра I. Император Александр Павлович любил именно с невесткой открывать балы. Брак царевича Николая и принцессы Шарлотты преследовал в первую очередь политические цели: укрепление политического союза России и Пруссии, однако оказался счастливым и многодетным. Юные Николай и Шарлотта считались едва ли не самой красивой парой в Европе и влюбились друг в друга с первого взгляда. Конечно, этот союз «укрепил русско-германскую дружбу», но был со стороны «молодых» совершенно лишён даже намека на прагматизм. Восхищённый красотой и обаянием Александры Фёдоровны, юный Александр Пушкин пленился великой княгиней и оставался почитателем «А.Ф.» всю жизнь.

Когда в 1818 году Александра Фёдоровна рожала своего первенца, свекровь направила её в Москву. Это рассматривалось как знак того, что ожидается появление на свет не просто члена императорской семьи, но, возможно, будущего государя. С немецкой аккуратностью Александра Фёдоровна «не подвела» и родила сына Александра, будущего Александра II. Николай I окружал Александру Фёдоровну вниманием и любовью, создав настоящий культ «белой дамы» (символом императрицы была белая роза). Ей посвящена строка Василия Андреевича Жуковского «Гений чистой красоты», повторенная затем Александром Сергеевичем Пушкиным.

Фридрих Вильгельм III был добрым и искренне верующим человеком. И церковь в Москве была своего рода подарком новой родине любимой дочери и внуку. Правда, в подарке финансово участвовал и российский император.

Приход Петра и Павла был крупнейшим среди протестантских приходов Москвы.

В 1837 году в кирхе впервые зазвучал орган немецкой фирмы «Э.Ф. Валькер». В мае 1848 года здесь дал органный концерт приехавший на гастроли в Россию Ференц Лист.

В середине XIX века было принято решение о реконструкции храма. Проект в неоготическом стиле разработал архитектор Александр Адольфович Мейнгард. Работы завершились в 1862 году. На следующий год на башню был поднят колокол. Колокол был подарен кирхе императором Германии, кайзером Вильгельмом I, сыном Фридриха Вильгельма III и братом скончавшейся вдовствующей императрицы Александры Фёдоровны.

К концу XIX века община значительно увеличилась. В неё входили немцы, латыши, эстонцы, финны и шведы. Богослужения теперь совершались не только на немецком, но также на латышском и эстонском языках. Тогда и встал вопрос о перестройке церкви с целью её расширения.

В 1903 году началось строительстве церкви, рассчитанной на 1700 мест. Проект был разработан архитектором Виктором Александровичем Коссовым. Виктор Александрович был одним из проектировщиков храма Христа Спасителя. Строительством храма руководил инженер Артур Фердинандович Лолейт. Артур Фердинандович был одним из пионеров внедрения железобетона в строительстве.

Освящение церкви как кафедрального собора Московского Консисториального округа состоялось в декабре 1905 года.

Особенно славился своей акустикой зал новой кирхи. В нём выступали известные московские и иностранные исполнители.

После переноса столицы из Петрограда в Москву кафедральный собор стал главным лютеранским собором всей России, а затем Советского Союза. В ноябре 1936 года все члены церковного совета были арестованы и расстреляны, а службы прекращены. На этом существование общины прекратилось.

Здание было переоборудовано под кинотеатр «Арктика», а затем передано студии «Диафильм». В 1992 году в ещё не покинутой студией кирхе начались богослужения. Окончательно студия освободила храм в 1997 году. Затем началась реставрация колокольни и часовни собора, которые построил знаменитый архитектор эпохи модерна Фёдор Осипович Шехтель.

После закрытия кирхи в 1936 году знаменитый церковный орган, лучший концертный инструмент Москвы, был вывезен в Новосибирск, где был частично пущен на металлолом, частично – на декорации в оперный театр города.

Орган, установленный сегодня напротив алтарной части собора, построен предприятием Вильгельма Зауэра – одной из крупнейших органостроительных фирм Германии. Но изначально инструмент был установлен в московской лютеранской кирхе Святого Михаила. После её закрытия в 1928 году орган был перенесён в Первый московский крематорий. В 1996 году постановлением правительства Москвы этот старейший в Москве орган и был передан приходу лютеранской кирхи Петра и Павла.

И «король инструментов», равный по звуковому объёму симфоническому оркестру, вновь зазвучал во всю мощь своих регистров в одном из старейших лютеранских приходов в России.

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Собор Святого Петра Собор Святого Петра расположен к западу от центра Рима, на территории суверенного государства Ватикан. На этом месте в древнеримские времена находился цирк, на арене которого во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Собор Святого Павла в Лондоне Кафедральный собор Святого Павла (Сент-Пол) в Лондоне построен там, где в римские времена находился языческий храм богини Дианы. На его месте, по преданию, была основана первая христианская церковь Лондона. Но достоверные исторические

Из книги Русская Америка: слава и позор автора Бушков Александр

Глава вторая ОТ ПЕТРА ДО ПАВЛА Итак, к Денбею подступили с перьями и чернильницами дьяки и подьячие Сибирского приказа. Поскольку это был первый японец, какого узрели в России за все времена ее существования, можно представить, с каким интересом его слушали - не по долгу

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) Среди петербуржцев живет твёрдое убеждение, что ангел на шпиле Петропавловки, самого высокого собора России, – это ангел-хранитель города.Всем привычное название Петропавловка официально

Из книги Заговор графа Милорадовича автора Брюханов Владимир Андреевич

ВВЕДЕНИЕ От Петра до Павла: гонки на карусели Все реформы в России за последние триста лет происходили по совершенно сходному сценарию: сначала - военное поражение, демонстрирующее глубину военно-технической отсталости России, затем - реформа, призванная ликвидировать

Из книги Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации. автора Орлов Владимир

Солдаты Петра I взорвали Полоцкий Софийский собор Этому преступлению предшествовали не менее драматические события.Начало XVIII века вновь превратило Беларусь в театр военных действий. Часть белорусских магнатов, возглавленная Сапегами, поддержала в Северной войне

автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Собор и площадь Св. Петра в Риме Собор Св. Петра в Риме – главная святыня Ватикана, самого маленького суверенного государства, расположенного на холме Монте-Ватикано. Об этом холме существует немало легенд, одна их которых повествует о том, что в давние времена на нем,

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Собор Св. Павла в Лондоне Кафедральный собор Св. Павла вошел в историю британского и мирового зодчества как интереснейший архитектурный памятник, ставший постоянным объектом посещения миллионами туристов. Да и сам Лондон без него сегодня уже трудно представить.

Из книги Москва, которую мы потеряли автора Гончаренко Олег Геннадьевич

Сквозь чащу Петровского парка. Церковь Петра и Павла в Петровско-Разумовском и ее окрестности Жить в исторической части города – великая честь для любого истинного москвича, хотя в равной степени и столь же большая ответственность. В старой Москве почти не бывает

автора Бахметева Александра Николаевна

Из книги Полная история христианской церкви автора

Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна

Из книги Антихрист автора Ренан Эрнест Жозеф

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Петра и Павла Православный праздник памяти первопрестольных апостолов Петра (до крещения рыбак Симон) и Павла (до крещения жестокий гонитель христиан Савл) – 12 июля (29 июня по старому календарю). В 67 г. в Риме при императоре Нероне апостол Петр был распят на кресте вниз

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Собор Святого Петра Собор Святого Петра относится к числу самых ярких произведений искусства Ватикана. Ватикан – отдельное маленькое государство, расположенное в центре Рима. Именно здесь проходят все самые торжественные религиозные церемонии с участием главы

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Собор святого Павла в Лондоне Этот красивейший кафедральный собор Лондона, резиденцию его епископа, можно считать настоящим чудом света не только за красоту, но и потому, что он сам таит множество чудес и загадок. Собор расположен настолько удачно (на холме Ладгейт), что

Неповторимой и непривычной для Москвы архитектурой привлекает к себе Кафедральный собор Петра и Павла. Он соединил в себе неоготику, черты романского стиля и элементы модерна. Но не только своеобразный облик храма притягивает москвичей и гостей столицы. В стенах действующего лютеранского храма находится один из старейших органов России. Его завораживающие звуки раздаются во время церковных служб, в соборе также регулярно проходят замечательные концерты органной музыки.

Появление кирхи

Еще со времен походов царя Ивана Грозного в Ливонию в Москву доставлялись плененные немцы, которые частично поселялись в городе. Покровительствовал иностранцам Борис Годунов. В течение нескольких веков приезжали из Европы в Россию иноземцы торговать, врачевать, поступали на военную царскую службу. Обосновавшись в России, они сохраняли свои традиции и вероисповедание. Так в 20-е годы XVII столетия возникла в Москве лютеранская община. В Немецкой слободе основали лютеранский молитвенный дом, затем построили деревянную церковь.

В 1817 году общиной был выкуплена усадьба Лопухиных и в следующем году приступили к перестройке барского дома в церковь. Король Пруссии Фридрих Вильгельм III не только пожертвовал деньги на ее строительство, но и лично присутствовал на закладке храма. Предоставил ссуду также и император Александр I. Вскоре кирха была перестроена и освящена в честь святых Петра и Павла, а в 1837 году под ее сводами впервые зазвучали мощные аккорды органа.

Уже в середине следующего века собор реконструировали, и он обрел неоготический стиль. Вскоре на башне появился колокол, который был подарен прусским кайзером Вильгельмом. К началу XX столетия количество прихожан значительно выросло, и было решено кирху перестроить с целью увеличения ее площади. В 1905 году работы были закончены, и храм обрел статус кафедрального лютеранского собора.

В первые послереволюционные годы из собора, как и из многих других храмов, были изъяты ценности, а в 30-е годы пастор кирхи и все члены церковного совета подверглись аресту и были расстреляны. Прекратились церковные службы. Городские власти решили перестроить здание и открыть в нем кинотеатр, что и было сделано.

Следующим владельцем сооружения стала студия «Диафильм», ее стараниями проводилась перепланировка, в результате чего был полностью уничтожен интерьер, а вскоре и разобран шпиль.

Трагична история органа. В начале Второй мировой войны инструмент был вывезен за Урал. Оказался он в оперном театре Новосибирска. Поступили с редким инструментом варварски: часть ушла просто на металлолом, некоторые его элементы использовались для декораций.

Возрождение собора

В 90-е годы лютеранской общине Москвы вновь было передано строение собора. Поначалу восстановили алтарную часть, а уже в 2004 году, благодаря активной спонсорской поддержке неравнодушных людей, начались работы по восстановлению утраченного облика здания.

Общине было возвращено не только историческое сооружение, но и орган. Некогда инструмент принадлежал другой лютеранской церкви, находившийся в Немецкой слободе. После закрытия храма орган известной фирмы «Вильгельм Зауэр» был изъят и хранился, представьте себе, в московском крематории. Но сегодня справедливость восторжествовала. Уникальный орган прошел капитальный ремонт, установлен в Кафедральном соборе Петра и Павла и радует своим звучанием не только прихожан церкви, но и многочисленных поклонников органной музыки на проводимых здесь концертах.

Приобрести билеты на концерт со скидкой можно по .

До начала XIX века владение, где сейчас располагается кирха, принадлежало Лопухиным, родственникам царицы Евдокии, первой жены Петра I. Большой усадебный дом серьезно пострадал в пожар 1812 года. В 1817 владение приобрел приход евангелической лютеранской церкви св. апостолов Петра и Павла. Дом был приспособлен под храм. Перестройка велась в основном на средства, выделенные прусским королем Фридрихом-Вильгельмом III. Освящена кирха была в 1819 году. В 1837 в церкви появился первый орган, на котором шесть лет спустя играл Ференц Лист, дав концерт, который по свидетельству современника «очень сильно подействовал на нервы слушателей; некоторые дамы плакали, другие – нюхали эфир».

В середине XIX века в связи с ростом общины (число ее членов превысило 6000 человек) было решено строить новую церковь. Строительство нового собора в готическом стиле по проекту архитектора А. Мейнгардта (Майнхардта) завершилось к январю 1862 года. В целях экономии были использованы части прежнего здания. Через год на двухъярусную колокольню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.

Полвека спустя кирху вновь пришлось расширять. В 1903 году был объявлен архитектурный конкурс, на котором первую премию получил проект известного зодчего В. Валькота. Однако новое здание в виде трехнефной базилики, перекрытой двускатной кровлей, возвел академик архитектуры В. Косов, частично использовав проект Валькота. При этом строить новое здание в неоготическом стиле начали вокруг прежнего, и только по окончании работ разобрали прежнюю кирху.

Церковный зал изначально славился прекрасной акустикой, в 1913 году здесь впервые были исполнены «Колокола» , пять лет спустя исполнялся реквием Моцарта с участием А. Неждановой.

В 1918 году «Питерпаулькирхе» получила статус Кафедрального собора России, а затем Советского Союза. Однако через некоторое время церковь закрыли. Здание приспособили под кинотеатр «Арктика», а после войны здесь разместилась студия «Диафильм». Помещения были перепланированы, интерьеры уничтожены, орган утрачен. Перед Всемирным фестивалем молодежи и студентов в 1957 года был полностью разобран шпиль собора.

В 1990-е годы церковь вернули верующим. Были проведены реставрационные работы. В 2010 году восстановлен шпиль. В настоящее время в кирхе находится орган XIX века, ранее принадлежавший разрушенной в 1928 году лютеранской церкви св. Михаила на Вознесенской (ныне – Радио) улице. Регулярно проходят концерты органной музыки.

В ансамбль церкви входит также часовня, построенная в 1890-е годы в южной части церковного двора по проекту Ф. Шехтеля.

Кафедральный собор святых Петра и Павла это красивейший и огромнейший 62-х метровый лютеранский собор, в котором проходят службы, как на русском, так и немецком языках. Кроме того, тут постоянно проводятся многочисленные концерты классической музыки с участием отечественных и зарубежных выдающихся музыкантов и певцов, звучит божественная и завораживающая музыка, сочетающая в себе звучание органа, саксофона и армянского дудука. Собор всегда был центром не только религиозной, но и культурной жизни жителей и гостей столицы.

История собора уходит в далекое прошлое. Сам Петр I в 1694 году заложил каменную церковь, названную в честь святых Петра и Павла, через год ее осветили, но, к сожалению, во время войны 1812 года она сгорела дотла. Тогда была приобретена усадьба Лопухиных, и на ее месте был возведен собор. Дом полностью был перестроен под церковь и освящен в 1819 году. Был привезен орган, звуками которого потом наслаждались многочисленные посетители. Через несколько десятков лет здание реконструировали в стиле неоготики, а на его башню подняли колокол. С приходом советской власти собор не сразу был ликвидирован, но печальная участь настигла его в 1937 году, когда его здание стали использовать в качестве кинотеатра, а потом и как студию «Диафильм».

Собор безвозвратно теряет свой облик из-за полной перепланировки помещений, а уникальный колокол пустили на металлолом и декорации, потом и шпиль собора разобрали. И лишь спустя время, в 1992 году, собор возвращен общине. Начались восстановление и реконструкция, но полностью возродить былую красоту смогли лишь благодаря масштабным работам, которые начались в 2004 году, очень помогли и спонсоры. Собор возродили, был восстановлен шпиль, исторический интерьер. Восстановление проходило по сохраненным старым фотографиям собора, и мастерам удалось вернуть ему первозданную красоту.

Сейчас это прекрасный собор с огромным и вместительным залом, включающим два сектора в партере и большой балкон. Великолепная акустика придает мелодиям особого волшебства, а голоса звучат просто божественно. Сегодня тут часть проходят концерты органной музыки, выступают лучшие музыканты, вокалисты, хоры и другие музыкальные коллективы. Концерты просто уникальны, рассчитаны на любую аудиторию, в том числе и детскую. Главное украшение собора уникальный и старейший орган, установленный напротив алтаря. Заказать билеты на мероприятия в кафедральном соборе можно на нашем сайте или по телефону у оператора.

Кафедральный собор церковь Петра и Павла в Москве - афиша, билеты на концерты органной музыки, расписание, схема зала.

Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор церковь святых Петра и Павла в Старосадском переулке - это действующий собор в котором проходят концерты органной музыки. Концерты проходят здесь в свободное от богослужений время, тем самым открывая всем желающим (вне зависимости от убеждений и взглядов) возможность приобщиться к тысячелетнему культурному наследию России и Европы.

Первые лютеране появились в Москве в XVI веке. Это были приглашенные из Европы ремесленники, врачи и купцы. А уже в 1694 году Пётр I заложил лютеранскую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла – которая и была освящена год спустя, при его личном присутствии. Во время Большого Московского пожара 1812 года, храм сгорел. И приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, на Старосадском переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III, а также при участии Александра I, в июне следующего года началась перестройка купленного дома под церковь – были возведены купол и крест. 18 августа 1819 года храм освятили. В феврале же 1837 года в нём впервые зазвучал орган. В 1862 году была произведена реконструкция в неоготическом стиле, по плану архитектора А.Майнхардта. А в 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.

Церковь играла огромную роль не только в религиозной, но и в музыкальной жизни Москвы – в ней выступали известные московские и иностранные исполнители. Достаточно упомянуть органный концерт Ференца Листа, который прошёл 4 мая 1843 года.

5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 году собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза.

Однако в послереволюционные годы в СССР начались гонения на религию. Здание у общины забрали. В 1937 году собор переделали под кинотеатр «Арктика», а затем передали студии «Диафильм». Произведённая перепланировка, к сожалению, полностью уничтожила весь внутренний интерьер. В 1941 году церковный орган был эвакуирован в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично – на декорации. А перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 года был разобран шпиль собора.

В июле 1992 года, постановлением Правительства Москвы здание было возвращено общине. И в 2004 году, после долгих усилий, удалось найти спонсоров, как среди частных лиц, так и среди организаций. Это дало возможность приступить к масштабным восстановительным работам. Наконец, 30 ноября 2008 года, во время торжественного богослужения, состоялось освящение возрождённого собора.

В настоящее время в соборе, помимо богослужений, проходят многочисленные концерты – звучат музыкальные инструменты, поют восхитительные голоса, оживает волшебная музыка. Установленный напротив алтарной части орган «SAUER» (построен в 1898 году предприятием Вильгельма Зауэра, одной из крупнейших органостроительных фирм Германии) – один из немногих сохранившихся в России романтических органов девятнадцатого столетия. Уникальная акустика Евангелическо-Лютеранского Кафедрального собора святых Петра и Павла даёт возможность в полной мере насладиться его звучанием.