Налоговые проверки необходимы для контроля внесения обязательных налоговых сумм предпринимателями, выявления и устранения нарушений. Налоговая служба контролирует корректность расчётов и своевременность оплаты.
Реализация налоговых проверок упрощается. Вводятся нестандартные методы контроля.
Изменения в налоговой политике в 2019 году
В планах налоговой политики на 2019 год увеличить поступление в бюджет налогов, не допуская повышения налоговой нагрузки. Инструментов для получения аргументации необходимости проверок стало больше.
Существенно изменилось администрирование, отчётность по взносам. Правила начисления некоторых налогов так же претерпели изменения.
Администрирование страховых выплат
Налоговые органы контролируют внесение страховых взносов в ФСС, ПФР, ФФОМС.
Расчёт предоставляется ежемесячно, не позднее 30 числа текущего месяца (за предыдущий месяц). Оплата же осуществляется в следующем месяце до 15 числа.
С 1.01.17 получат право пользования данной системой плательщики, чей совокупный доход за 9 месяцев не превысил 90 млн. рублей. Если же за год он не превысит 120, работа в УСН продолжится. Предельная остаточная стоимость средств в условиях перехода на УСН не должна превышать 150 млн. рублей.
По нулевой ставке налогообложения
Применяется для магистральных газопроводов и добычи газа. Сюда же относятся разработка полезных ископаемых, недр, производство гелия, объекты капитального строительства. Полный перечень объектов утверждён правительством РФ.
В поощрительных выплатах
Не облагаются налогами единовременные поощрительные выплаты по спортивным проектам, а именно, за призовые места в играх Олимпийских, Сурдлимпийских, Паралимпийских участникам и их тренерам (специалистам, участвующим в подготовке).
Что эти изменения значат для налогоплательщиков
Плюсы для налогоплательщиков:
- Уменьшение срока подачи возражений по итогам экспертиз, других мероприятий. Его длина уменьшилась до 10 рабочих дней со времени завершения спорного мероприятия.
- Правомочность требования инспекцией дополнительной информации по налоговым льготам. Кроме подтверждающих документов может инициироваться предоставление пояснений по проблемам имущества, операций в сфере льгот. Эта информация должна быть предоставлена в течение 5 дней. Все пояснения по НДС принимаются только в электронном виде. Бумажный вариант деклараций неприемлем. За непредоставление электронного варианта документа назначаются штрафные санкции.
- Более частая проверка достоверности информации ЕГРЮЛ. Причём рассматриваются все жалобы и претензии (к примеру, от конкурента). По поступившим сигналам инициируются дополнительные проверки, осуществляемые в течение месяца. Любое подозрение на фиктивность фирмы или её юридического адреса вызывает подозрение. Например, на одном адресе зарегистрированы несколько ЮЛ. На время проверки сомнительной информации налоговый контроль имеет право приостановления регистрации компании. Но по времени это должно длиться не более месяца. При подтверждении наличия недостоверных сведений деловой репутации руководителя и всей компании наносится ущерб.
Что чаще будут проверять в 2019 году
- Регистрация, постановка на учёт. Функционирование компании без регистрации квалифицируется как «незаконное предпринимательство» (грозит до 5 лет лишения свободы).
- Легальность доходов и полная выплата по ним налогов. Учитывается заработная плата, иной доход сотрудников. Выясняется наличие «серых» зарплат, хотя нарушения эти трудно доказуемы. При доначислении взносов учитываются только конкретно изысканные суммы.
- Создание «левых» фирм. При незаконном создании ЮЛ и использования документов с этой целью есть риск лишиться свободы до 5 лет, а за обналичивание финансовых средств через подставные компании – до 7.
- Искусственное завышение себестоимости, закупочных цен. В 2019 году действует повышение налоговых санкций за применение нерыночных цен.
Виды проверок
Проверки представлены камеральными и выездными, плановыми и внеплановыми.
Камеральная
Проводится в налоговом органе с использованием данных налоговых деклараций. Правомерна проверка документации, если (ст. 88 НК РФ):
- в декларации заявлен налог к бюджетному возмещению;
- подана заявка организацией на уменьшение налога, увеличение суммы убытков через 2 года после первой декларации;
- обнаружен ряд несоответствий или противоречий;
- заявлено использование налоговой льготы.
При выявлении правонарушений по итогам камеральной проверки может быть инициирована выездная.
Выездная
Для избежания стрессовых ситуаций необходимо к таким встречам всегда быть готовым. Сведения могут поступить от контрагента, налогового инспектора. База данных закрыта для общего доступа.
Проверки выездного типа предусматривают тщательное изучение финансовой отчётности с возможностью последующего назначения санкций (от штрафа до ареста). О предстоящем визите нельзя узнать заранее. Но на 2019 год выездную проверку налоговики обязаны осуществлять по итогам камеральной проверки при наличии недочётов.
Этапы проведения:
- Анализ документации. Проводится на территории организации (предприятия) с предварительным сообщением и предъявлением служебного удостоверения. Процедуры: запрос документации, получение необходимых пояснений, осмотр территорий, выемка необходимых финансовых документов. Проверка по длительности не должна быть более 2 месяцев. До 4 месяцев продление правомочно в следующих случаях: принадлежность объекта к числу крупнейших налогоплательщиков, форс-мажорные обстоятельства.
- Подведение результатов с отчётом. В отчёте составляется налогооблагаемая база, анализируются выявленные нарушения, формируются рекомендации по их исправлению. При необходимости производится доначисление суммы налогов, назначаются санкции.
Что в первую очередь хотят найти налоговики? Если ранее в приоритете поиска были необоснованные расходы для дополнительного начисления прибыли и НДС, то теперь добавился поиск незадекларированной выручки. Рассматриваются даже жалобы уволенных из организации сотрудников. Суды чаще принимают сторону налоговиков.
Приостановка и продление
Проверка налогоплательщиков (выездная или камеральная) может быть приостановлена в следующих случаях:
- реализация встречной проверки;
- выемка необходимых документов;
- осуществление экспертизы.
Продление может быть реализовано по многим причинам:
- если налогоплательщик – один из крупнейших;
- по имеющейся информации из разных источников о налоговых правонарушениях;
- при произошедших ЧС непреодолимой силы (пожар, наводнение, другие);
- при наличии обособленных подразделений у компании;
- при непредоставлении вовремя запрошенных документов;
- по другим обстоятельствам.
Длительность стандартной выездной проверки – два месяца (можно увеличить до 4-6).
Налоговые проверки планового и внепланового типа
Плановые проверки проводятся в основном один раз в трёхгодичный срок. О них компания ставится в известность не позже, чем за три дня. Но существуют и внеплановые. Их может проводить Роспотребнадзор в местах общественного питания и продажи лекарств.
В таблице представлены ситуации , которые могут стать причиной инициирования внепланового налогового контроля в 2019 году.
Что является сигналом к проверке (причины контроля) | Какие нарушения предполагаются |
---|---|
Снижение налоговой нагрузки по отношению к среднеотраслевому уровню (на 10% и ниже) | Появляется подозрение в экономии на налогах |
Отсутствие активного общения в период заключения договора, нарушение правил его оформления, отсутствие достоверных сведений о местонахождении площадей | Взаимодействие с контрагентами, вызывающими подозрительность (недоверие) |
Превышение темпов увеличения расходов над доходами | Предположение о занижении доходов, завышении расходов |
Продолжительные убытки | Несоответствие убытков повышению выручки от реализации |
Низкая зарплата сотрудников (ниже среднего по отрасли на 10%) | Подозрение на выплаты «в конвертах» |
Сомнительность договоров с существующими посредниками | Подозрение, например, на манипуляции с товаром, который в данном объёме, в данное время просто не мог быть произведён. Несоответствие обозначенных материальных ресурсов фактическим данным, другое. |
Изменение местонахождения | Специальная отсрочка для исправления выявленных нарушений |
Несоответствие среднеотраслевому уровню рентабельности | Занижение показателей |
Распространёнными мерами налоговиков для поиска информации и доказательств являются следующие :
- Опрос контрагентов (сотрудников по договору), всех возможных свидетелей.
- Штрафование свидетелей за неявку.
- Посещение свидетелей, при их неявке по вызову, на дому с составлением протокола и фиксацией на видео.
- Использование возможностей участкового инспектора в поиске свидетелей, допрос его с целью приобретения информации.
- Поиск неформального подхода, альтернативных источников, использование фото, аудио, видео фиксации фактов, которые с мая 2016 года правомочны как доказательства в суде.
- Поиск информации, улик в интернете, в базе 2-НДФЛ, по запросам в банках, ГИБДД, ПРФ.
- Изъятие вещественных доказательств (жёстких дисков, компьютеров) в присутствии полицейских.
- Использование распечаток звонков сотовой связи и социальных телефонных опросов.
Советы по оптимальным вариантам поведения директора в случае проверки могут быть следующие :
В 2019 году предприятия будут включены в план налоговых проверок в следующих случаях:
- Если сумма нарушений выше 10 млн. рублей.
- При наличии грубых нарушений или полном игнорировании требований налоговой отчётности.
- Если организация внесена в план на 2019 год по итогам камеральной проверки.
- При нулевом балансе, инициировании процесса ликвидации.
- При вхождении в число крупнейших налогоплательщиков.
- По поручению правоохранительных органов.
Ответственность по итогам
Инспекция вправе применить к предпринимателям, юридическим лицам санкции налоговой ответственности. Некоторые документы могут быть переданы в ОВД для возбуждения уголовного дела. Степень наказания зависит от выявленных нарушений и условий, отягчающих их либо смягчающих.
Снятие налоговой ответственности предполагается в следующих случаях : при истечении срока давности, невиновности в правонарушении, связанном с налогами. Исключают вину стихийные бедствия, форс-мажорные обстоятельства, исполнение указаний в письменном виде контролирующих ведомств.
Список смягчающих и отягчающих условий отражён в статье 112 НК РФ . Налоговая ответственность не гарантирует освобождение от уголовной или административной.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели находятся под государственным (муниципальным) надзором соответствующих органов, которые имеют право проводить проверки на предприятиях. И чтобы быть готовыми к визитам надзорных органов, организации и бизнесмены должны знать самое главное про план проверок на 2017 год. Об этом – в нашем обзоре.
Определение и разновидности
Проверка – это ряд мер, которые обеспечивают контроль работы ИП и юридических лиц. По общему правилу ее главной задачей выступает выяснение следующих моментов:
- соответствие осуществляемой деятельности закону, а также имеющимся правилам и стандартам в данной сфере;
- соответствие товаров (произведенных или реализуемых), работ и услуг требованиям закона и стандартам.
Существует несколько разновидностей проверок. Следует знать их особенности, прежде чем рассматривать сводный план проверок на 2017 год.
Критерий | Разновидность | Что проверяют | Кого проверяют |
Место проведения Объем проверки | Документарная (камеральная –одна из ее разновидностей) | Сведения о статусе, правах и обязанностях, их исполнении | Проводятся в отношении ИП и юрлиц |
Выездная | Сведения о работниках, зданиях, помещениях, оборудовании, товарах, работах или услугах и т. д. | ||
Способ организации | Плановая | Соблюдение обязательных требований и соответствие данных о юрлице, внесенных в госреестры | |
Внеплановая | Соблюдение требований по отношению к осуществляемой деятельности, выполнение имеющихся предписаний надзорных органов по предотвращению негативных последствий жизни и здоровью, окружающей среде и т. д. |
Каждая проверка имеет свои особенности. Они отличаются местами и способами проведения, предметами и субъектами.
Заметим, что для внеплановых проверок работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нужны особые основания. В то же время такие ревизии, разумеется, не включают в план (например, вывешиваемый на сайт Генпрокуратуры РФ).
А вот плановые проверки проводят в соответствии с заранее составленными планами по каждому региону России. Причём предварительно составляют проект. После его согласовывают и при необходимости корректируют. А затем – далее утверждают.
Зато вступил в силу Закон № 272-ФЗ от 03 июля 2016 года. Он внёс изменения в Трудовой кодекс РФ. А именно – в статью 360. Теперь проводить внеплановую проверку относительно нарушений трудового законодательства и других актов, затрагивающих трудовое положение населения, можно после получения Государственной инспекцией труда любым путем сведений о них. Даже если информация поступила из СМИ.
Такая проверка может быть инициирована, например, в случае сигналов о следующих нарушениях:
- сотрудники получают зарплату ниже установленного МРОТ;
- работникам задерживают зарплату;
- несоблюдение правил безопасности на предприятии, работник получил травму и т. п.
Более того: этот закон позволяет проводить внеплановую ревиззию даже без поступления жалобы со стороны сотрудника предприятия.
Когда организацию включают в план будущих проверок
Закон № 294-ФЗ План проведения проверок организаций и ИП в 2017 году».
Региональные надзорные органы отправляют в прокуратуру своего субъекта РФ проекты будущих проверок в отношении представителей бизнеса. Срок – до 1 сентября текущего года. После этого их рассматривают и могут вносить коррективы. Далее планы возвращают опять в надзорные органы. Только после этого их утверждают, а потом отправляют не позднее 1 ноября в прокуратуру.
Проведение проверки на общих основаниях допустимо, если уже минуло 3 года с момента:
- регистрации субъекта;
- окончания предыдущей плановой ревизии;
- начала работы фирмы, ИП.
При этом новая проверка возможна раньше чем через 3 года после окончания предыдущей, если речь идет о:
- внеплановой ревизии;
- плановой проверке, но с другими основаниями проведения.
А вот относительно предприятий и ИП, работающих в образовательной, социальной и здравоохранительной сферах, это правило не действует. Проверок за 3 года может быть и больше.
Как должны проводить проверку
Для всех разновидностей проверок порядок их проведения и оформления при этом необходимой документации изложен в Законе № 294-ФЗ.
Основанием проведения проверки может быть приказ или распоряжение от имени руководителя или его заместителя органа муниципального или государственного контроля. В таком документе обязательно указывают разновидность и форму проверки.
По общему правилу о проведении плановой ревизии контролёры должны поставить в известность за 3 дня до её начала. При этом обязательно высылают копию документального основания проведения проверки.
По окончании всех контрольных мероприятий заполняют акт по установленному образцу. Один его экземпляр остается на предприятии.
Проверки, не включенные в план
Учтите, что законодательство о плановых проверках в ряде случаев не действует. Например, в перечне нет валютного и налогового контроля.
Проверка относительно несчастных случаев, повлекших смерть или инвалидность работников, в план ежегодных проверок тоже не попадает. Но это уже по объективным причинам.
Однодневки и взимозависимые компании будут в приоритете налоговых проверок 2017. Изменения, новые правила по камеральным и выездным ревизиям и при взыскании долгов рассмотрим в статье.
Новые правила по налоговым проверкам 2017: с чем связаны изменения
ФНС России опубликовала на nalog.ru "Налоговый паспорт" каждого региона и статистику по недоимке компаний в целом по стране. Долги выросли как никогда в последние годы. Из-за этого налоговикам поставлена задача в быстрейшее время снизить сумму задолженности компаний. Наступать будут со всех сторон.
Давайте разберемся, какими станут налоговые проверки 2017, к каким изменениям, новым правилам вам стоит подготовиться.
Камеральные и выездные налоговые проверки в 2017 году
Налоговые проверки 2017 будут опаснее - инспекторы стараются все больше и больше доначислить не только на выездных ревизиях, но и на камеральных. Особое внимание на всех проверках будут обращать на сделки с однодневками. Об этом сообщают опрошенные нами налоговики. У компании запросят пояснения или документы по таким сделкам. А некоторые инспекции сразу требуют убрать расходы и вычеты, если контрагент числится в базе однодневок. Есть еще новые тенденции в ближайших проверках.
Частые камералки . Проводят углубленные камералки инспекторы теперь на 20 процентов чаще, чем год назад. Значит, растет и вероятность того, что от вас затребуют пояснения или документы для углубленной ревизии и более крупных доначислений, чем раньше. Так, за год резко возросла средняя цена одной результативной камералки - до 58 тыс. руб. Это на 39 процентов больше, чем в прошлом году (41 700 руб.). Налоговики сообщают, что начисления увеличились из-за камералок по НДС - программа ФНС теперь автоматически выявляет расхождения у поставщика и покупателя. В то же время доля результативных камералок пока стоит на месте - 5 процентов.
Дорогие выездные проверки . С каждым годом инспекторы все реже и реже приходят к компаниям - за девять месяцев 2016 года налоговики проверили 17 362 организации, а год назад - 19 749. Но избежать претензий практически никому не удается - 99,3 процента выездных проверок, как и раньше, заканчиваются доначислениями. Почти наполовину - на 45 процентов - возросла средняя цена выездной проверки. По данным за девять месяцев 2016 года, она составляет 14 605 000 руб., а год назад налоговики начисляли гораздо меньше - 10 044 000 руб. Но в вашем регионе цена может отличаться. К примеру, в Москве это 41,6 млн руб., в Санкт-Петербурге - 71,8 млн руб., а в Краснодарском крае - 4,9 млн руб.
Все это говорит о том, что налоговики еще более точно планируют ревизии. Не станут исключением и налоговые проверки 2017. Изменения, новые правила позволяют выбирать потенциальных нарушителей при помощи системы АСК НДС-2. В 2017 году налоговики будут планировать выездные проверки прежде всего на основе разрывов, которые программа выявила в декларациях по НДС.
В 2017 году налоговики также планируют комплексные проверки взаимозависимых компаний. То есть хотят проверять сразу всю группу таких организаций. Так инспекторы смогут проанализировать сделки между зависимыми контрагентами, выявить дробление бизнеса, в том числе проведенное с целью остаться на упрощенке.
Но самые опасные проверки по-прежнему те, которые налоговики проводят совместно с полицией. За девять месяцев 2016 года налоговики провели 4623 совместные проверки. Цена ревизии составила 25 428 000 руб. Это на 20 процентов больше, чем в 2015 году.
Среднюю цену выездной и камеральной проверки в вашем регионе вы можете посмотреть в таблице (ниже).
Новые проверки взносов . Налоговики будут проверять взносы . Но начинать инспекторы будут не с выездных проверок. Сначала будет работа теми же методами, что по НДФЛ (письмо ФНС России от 20 октября 2016 г. № ЗН-18-1/1103). То есть налоговики станут запрашивать пояснения о низкой зарплате , вызывать на зарплатные комиссии, включать в план проверок те компании, которые подозревают в занижении базы по НДФЛ и взносам.
Выездные проверки ИФНС на 2017 год: план и график проверок
В отличие от других ведомств (например, фондов) налоговые инспекторы не публикуют план и график проверок на предстоящий год.
О неналоговых проверках можно узнать на сайте Генпрокуратуры. В специальной форме нужно указать основые данные о (компании ОГРН, ИНН, наименование), и сервис покажет, кто, когда и как часто будет проверять. План-график на 2017 год должен появиться в ближайшее время.
Взыскание долгов по налогам в 2017 году
Как выросли долги по налогам . Согласно официальной статистике ФНС России по всем основным налогам - прибыль, НДС, НДФЛ - в бюджет поступило денег в среднем на 5 процентов больше, чем в прошлом году. Падение платежей зафиксировано лишь по НДПИ, и совсем незначительно (на 2%) снизились суммы имущественных налогов. Но вместе с тем налоговые долги компаний растут во всех регионах страны. Получается, что в этом году компании заплатили больше, чем год назад, но при этом остались должны бюджету больше, чем в прошлом году.
По данным на сайте nalog.ru, с 1 января по 1 сентября 2016 года задолженность увеличилась на 16 процентов. За последнее пятилетие такого резкого скачка не случалось ни разу. Поэтому во всех регионах налоговики начали усиленные меры по взысканию недоимки. Особенно это ощутят на себе компании в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Кабардино-Балкарской Республике и Краснодарском крае - здесь самые крупные долги.
Как ИФНС будет взыскивать долги. Во-первых, компанию вызовут на комиссию по долгам. Многие компании еще до комиссии или сразу после нее перечисляют в бюджет часть задолженности, чтобы убедить налоговиков в своей добросовестности. Можно также согласовать с налоговиками график постепенной уплаты долгов. Во-вторых, снимут со счетов в банках. В том числе если после комиссии налоговики не получат результатов. Если денег на счете недостаточно, взыщут долги за счет имущества. В-третьих, попробуют взыскать долги с новой компании, если бизнес перевели на нее. Либо лично с директора, если компания в результате больших долгов стала банкротом.
И в-четвертых, потребуют уточненки. Раньше инспекторы нередко просили компанию сдать уточненку и уменьшить сумму налога до той, которую она по факту уплатила, чтобы не числилось долгов. Теперь руководство службы запрещает так манипулировать с уточненками. Поэтому такие требования на местах возможны не часто. Но по 6-НДФЛ уточненки попросят. В этом году, как утверждают инспекторы, долги по НДФЛ увеличились из-за ошибок в 6-НДФЛ. Убрать недоимку и пени можно уточненкой.
Совет
Безопасную налоговую нагрузку по отраслям в вашем регионе смотрите на сайте ФНС nalog.ru в разделе «Статистика и аналитика» >«Налоговая аналитика» > «Налоговые паспорта»
Борьба с убытками и низкой налоговой нагрузкой в 2017 году
Усилить работу убыточных комиссий - тоже одна из главных задач у налоговиков в конце этого года и в начале 2017-го. Об этом нам стало известно из письма одного регионального УФНС. Причем на комиссиях инспекторы будут обрабатывать не только убыточные компании, но и те, у кого суммы налогов к уплате ниже среднеотраслевых по региону. Если вызовут, то потребуют сдать уточненку по прибыли за девять месяцев и убрать убыток. А в декларации за 2016 год - отразить сумму налога к уплате, приближенную к безопасному показателю налоговой нагрузки в вашем регионе.
Безопаснее сходить в инспекцию и объяснить, как планируете выходить из убыточной или низкоприбыльной ситуации . Низкую нагрузку можно обосновать тем, что снизились продажи, выросли расходы и т. д.
Если проигнорировать вызов на комиссию, есть риск выездной проверки и усиленных камералок. А на проверках разбираться с убытком будут тщательнее. Об этом свидетельствует и статистика ФНС. Так, по итогам 9 месяцев 2016 года на комиссиях налоговики сняли убытков на 50 млрд руб. меньше, чем на проверках. А на проверках уменьшили убытков на общую сумму 358,8 млрд руб. - это в два раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (179,4 млрд руб.).
Важно!
Как еще борются с убытками
С 1 января изменятся правила переноса убытков на будущее. Сейчас компании вправе списывать убыток прошлых лет без ограничения по сумме. С 2017 года учесть можно будет убыток на сумму не более 50 процентов налоговой базы текущего периода. Это ограничение вводят для всех убытков, которые возникли с 2007 года. Например, на 1 января 2017 года у компании есть несписанный убыток - 700 000 руб. Налоговая база (прибыль) за I квартал 2017 года равна 500 000 руб. Следовательно, в I квартале 2017 года можно учесть убыток в сумме 250 000 руб. (500 000 руб. × 50%). Остальные 450 000 руб. (700 000 – 250 000) компания будет переносить на следующие периоды.
Если компания по итогам отчетного периода получила убыток, то списать убытки прошлых лет нельзя. Учесть их получится, только когда появится прибыль. И не более 50 процентов от налоговой базы
Сколько ИФНС доначисляет на проверках (данные за 9 месяцев 2016 года)
Выберите свой субъект РФ | Средняя цена камералки (руб.) | Средняя цена выездной проверки (руб.) |
Центральный федеральный округ | ||
г. Москва | 126 200 | 41 611 200 |
Белгородская область | 13 500 | 5 034 600 |
Брянская область | 22 800 | 4 595 900 |
Владимирская область | 40 400 | 25 264 700 |
Воронежская область | 10 800 | 3 919 200 |
Ивановская область | 12 000 | 5 363 500 |
Калужская область | 46 100 | 12 161 200 |
Костромская область | 24 100 | 4 339 600 |
Курская область | 19 800 | 36 942 800 |
Липецкая область | 18 800 | 9 204 700 |
Московская область | 49 700 | 9 018 200 |
Орловская область | 15 500 | 5 450 100 |
Рязанская область | 16 400 | 9 041 200 |
Смоленская область | 17 500 | 4 409 900 |
Тамбовская область | 30 600 | 3 768 100 |
Тверская область | 15 300 | 6 316 700 |
Тульская область | 26 700 | 10 012 100 |
Ярославская область | 18 000 | 14 806 300 |
Северо-Западный федеральный округ | ||
г. Санкт-Петербург | 12 800 | 71 828 700 |
Республика Карелия | 12 300 | 3 644 700 |
Республика Коми | 19 400 | 21 656 200 |
Архангельская область и Ненецкий автономный округ | 19 400 | 20 665 100 |
Вологодская область | 29 000 | 9 561 400 |
Калининградская область | 64 700 | 27 580 100 |
Ленинградская область | 45 400 | 17 811 200 |
Мурманская область | 21 200 | 22 383 400 |
Новгородская область | 18 700 | 5 006 300 |
Псковская область | 18 300 | 10 354 300 |
Северо-Кавказский федеральный округ | ||
Республика Дагестан | 19 600 | 5 386 300 |
Республика Ингушетия | 31 800 | 5 345 200 |
Кабардино-Балкарская Республика | 4 940 300 | 40 115 900 |
Карачаево-Черкесская Республика | 13 600 | 1 879 300 |
Республика Северная Осетия-Алания | 83 900 | 3 570 200 |
Чеченская Республика | 7 700 | 3 068 800 |
Ставропольский край | 66 800 | 11 583 400 |
Южный федеральный округ | ||
Республика Адыгея | 46 900 | 4 450 200 |
Республика Калмыкия | 10 700 | 2 691 300 |
Республика Крым | 32 900 | 6 247 300 |
Краснодарский край | 25 200 | 4 985 600 |
Астраханская область | 10 400 | 5 559 200 |
Волгоградская область | 25 900 | 11 235 300 |
Ростовская область | 46 100 | 8 940 300 |
г. Севастополь | 13 100 | 9 356 800 |
Приволжский федеральный округ | ||
Республика Башкортостан | 31 600 | 5 224 000 |
Республика Марий-Эл | 8 600 | 7 135 800 |
Республика Мордовия | 14 000 | 5 044 000 |
Республика Татарстан | 32 900 | 6 304 100 |
Удмуртская Республика | 39 600 | 6 724 500 |
Чувашская Республика | 22 900 | 6 433 100 |
Кировская область | 15 700 | 9 985 000 |
Нижегородская область | 32 300 | 13 310 800 |
Оренбургская область | 11 200 | 8 167 700 |
Пензенская область | 23 200 | 5 230 900 |
Пермский край | 23 100 | 9 594 900 |
Самарская область | 33 900 | 5 787 800 |
Саратовская область | 11 800 | 4 490 200 |
Ульяновская область | 11 000 | 8 698 000 |
Уральский федеральный округ | ||
Курганская область | 13 800 | 3 426 300 |
Свердловская область | 23 700 | 7 234 200 |
Тюменская область | 23 600 | 10 253 000 |
Челябинская область | 12 000 | 11 825 300 |
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра | 18 700 | 14 251 500 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 44 000 | 12 258 000 |
Сибирский федеральный округ | ||
Республика Алтай | 7500 | 12 371 300 |
Республика Бурятия | 21 000 | 8 475 400 |
Республика Тыва | 11 600 | 3 139 000 |
Республика Хакасия | 7100 | 4 582 100 |
Алтайский край | 17 600 | 4 866 900 |
Красноярский край | 7000 | 6 736 900 |
Иркутская область | 14 100 | 10 191 100 |
Кемеровская область | 42 400 | 13 941 900 |
Новосибирская область | 14 700 | 10 620 400 |
Омская область | 14 400 | 6 600 500 |
Томская область | 11 600 | 11 628 500 |
Забайкальский край | 18 900 | 6 042 700 |
Дальневосточный федеральный округ | ||
Республика Саха (Якутия) | 14 900 | 6 355 900 |
Приморский край | 11 000 | 7 062 600 |
Хабаровский край | 75 400 | 21 776 100 |
Амурская область | 35 400 | 9 512 500 |
Камчатский край | 13 100 | 10 332 800 |
Магаданская область | 12 400 | 6 690 200 |
Сахалинская область | 7100 | 84 627 500 |
Еврейская автономная область | 13 800 | 6 144 400 |
Чукотский автономный округ | 15 400 | 10 621 100 |
Мы благодарим нашу читательницу Е.А. Никонову, главного бухгалтера ООО ПКФ «БиК» из г. Уфы, за предложенную тему статьи.
Налоговая инспекция физически не может проверить всех налогоплательщиков до одного, поэтому она вынуждена проводить проверки выборочно. Для отбора «счастливчиков» составляется план выездных налоговых проверок (ВНП). Он готовится на основе предпроверочного анализа деятельности налогоплательщика и утверждается управлением ФНС.
Существует мнение, что налоговики могут приходить с так называемыми внеплановыми проверками. Это не совсем так. Внеплановые проверки не предусмотрены действующим механизмом планирования и подготовки выездных налоговых проверо кПисьмо ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 . Однако по разным причинам, например в случае поступления негативной информации о вашей фирме от юридических или физических лиц или из правоохранительных органов, налоговики могут внести изменения в план проверок и включить в него вашу фирму.
Налоговое законодательство не устанавливает порядок отбора налогоплательщиков для выездных проверок. Поэтому налоговики разрабатывают его самостоятельно. В 2007 г. ФНС России утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция) и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщико вПриказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ . Если налогоплательщик попадает в зону риска, то есть соответствует критериям оценки риска, высока вероятность, что его включат в план проверо кПисьмо ФНС от 31.07.2007 № 06-1-04/505 .
И Концепция, и Общедоступные критерии оценки рисков есть в открытом доступе. Однако проведенные самостоятельно расчеты оценки рисков не всегда могут совпасть с расчетами налоговико вразд. 4 Концепции . К тому же они руководствуются не только указанными критериями. А, например, используют также сведения, полученные от правоохранительных органов или содержащиеся в обращениях граждан, принимают во внимание результаты камеральных проверок.
Как же узнать, попали вы в план проверок или нет?
На бухгалтерских интернет-форумах отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то заявляет, что в скором времени налоговики будут обязаны знакомить налогоплательщиков с планом проверок заблаговременно. Кто-то уверяет, что план проверок находится в открытом доступе на сайте ФНС. Но это ложные слухи.
Мнение читателя
“ А я всегда у своего инспектора отдела камеральных проверок узнаю, нет ли нас в плане на выездную. Причем абсолютно безвозмездн о” .
Валентина Сергеевна,
главный бухгалтер, г. Санкт-Петербург
В реальности же план ВНП налоговики составляют исключительно для личного пользования. Узнать на законных основаниях, включены ли вы в него или нет, нельзя: план является конфиденциальным документом. Даже для самих сотрудников доступ к сведениям, содержащимся в плане, ограничен и строго регламентирован. И обязанности ознакомить вас с намерением провести ВНП у налогового органа не тПисьма ФНС от 18.11.2010 № АС-37-2/15853 , от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255@ ; Постановление 2 ААС от 06.09.2011 № А28-2594/2011 .
Фактически о том, что в отношении вас будет проведена выездная проверка, вы узнаете уже только после того, как вам позвонят и пригласят вас ознакомиться с решением о проведении ВНП или когда налоговики позвонят к вам в дверь и сообщат, что они уже пришли на проверк уп. 1 ст. 89 НК РФ ; форма решения о проведении выездной проверки, утв. Приказом ФНС от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ .
Как правило, большинство бухгалтеров заранее догадываются о намерениях налоговой. И ВНП редко становится полной неожиданностью. Иногда налоговики сами сообщают о своих планах. Например, чтобы вы заранее начали готовить документы. Или ваши поставщики (покупатели) могут сообщить вам о том, что у них, в числе прочих, запрашивают документы в отношении ваших с ними сдело кпп. 2, 3 , 5 ст. 93.1 НК РФ ; Письмо Минфина от 20.06.2008 № 03-02-07/1-225 . Это может стать сигналом, так как на этапе предпроверочного анализа налоговики исследуют все ваши связи на наличие в них схем уклонения от налогообложения.
ФНС изменила правила налоговых проверок — коротко о новациях
С 1 января 2017 года в силу вступил целый ряд изменений в НК РФ, основанных на требованиях законов, принятых в прошедшем, 2016 году. Среди них можно выделить:
- закон «О внесении…» от 03.07.2016 № 243-ФЗ, цель которого — отнесение ФНС полномочий по взиманию страховых взносов и распространение норм налогового законодательства о проверках на организации и граждан, являющихся плательщиками средств, направляемых в ПФР, ФОМС и ФСС;
- закон «О внесении…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ, предоставляющий возможность заинтересованным лицам вносить налоговые платежи вместо налогоплательщика, определяющий степень ответственности поручителей налогоплательщика, устанавливающий порядок начисления пеней и особенности проведения налоговых проверок.
Среди новшеств 2017 года следует также отметить и закон «О внесении…» от 18.07.2017 № 163-ФЗ, нормы которого согласно ст. 2 этого закона распространяют свое действие на проверки, проводимые с 19 августа 2017 года. Цель данного закона — дополнение НК РФ новой ст. 54.1, определяющей пределы возможностей налогоплательщика использовать преимущества необоснованной экономии за счет налоговых платежей.
Каждый из перечисленных законов нуждается в подробном анализе, при этом для удобства читателей будем ссылаться на нормы НК РФ в новой редакции с учетом изменений 2017 года.
Страховые взносы — новое в проверке отчетности
П. 1 ст. 2 НК РФ определяет, что нормы НК РФ с 1 января 2017 года в полном объеме распространяются на уплату страховых взносов. Исходя из п. 3 ст. 8 НК РФ нормы налогового законодательства распространены:
- на платежи на пенсионное страхование в ПФР;
- платежи на медстрахование в ФОМС;
- платежи в ФСС, направляемые на социальное страхование и в связи с рождением детей.
В то же время, исходя из требований п. 3 ст. 2 НК РФ, нормы НК РФ по-прежнему не распространяются на страхование от травматизма на производстве и страхование безработных граждан.
Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками взносов являются:
- организации и ИП, которые в своей деятельности выплачивают вознаграждение физическим лицам;
- граждане (нотариусы, адвокаты, оценщики и т. д.), вне зависимости от того, платят ли они вознаграждение другим физическим лицам или нет.
В обязанности перечисленных субъектов согласно ст. 23 НК РФ входят:
- уплата взносов;
- подача расчета по взносам;
- подача документов и сведений для проверки обоснованности произведенных начислений;
- хранение в течение 6 лет документов, которые требуются для проведения расчетов по взносам.
Отчетность по страховым взносам согласно ст. 80 и 423 НК РФ направляется ежеквартально в форме расчета, в котором указываются обобщенные данные обо всех застрахованных лицах, начисленных им суммах и полученном ими доходе, размере базы, облагаемой взносами, исчисленных взносах и т. д. Порядок заполнения и форма отчетности утверждены приказом ФНС РФ «Об утверждении…» от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551.
Налоговые проверки по взносам в 2017 году
Передача функций по администрированию и контролю над платежами по страховым взносам ФНС предполагает, что в 2017 году вся отчетность по взносам сдается в налоговую инспекцию. Соответственно, на нее автоматически распространяются нормы о проведении камеральной проверки, проводимой в соответствии со ст. 88 НК РФ. В то же время все вопросы по отчетности, возникшие до передачи функций контроля в ФНС РФ, по-прежнему остаются в ведении соответствующих фондов, поскольку передача отчетной документации в органы ФНС РФ не предполагается.
При проведении проверки на практике налоговики смогут опираться лишь на документы и сведения, полученные ими от налогоплательщика, начиная с 1-го квартала 2017 года, так как ст. 4 закона 243-ФЗ правом проведения контрольных мероприятий и доначисления платежей по взносам до 1 января 2017 года ФНС РФ не наделяет.
Аналогичный порядок действует и в отношении выездных проверок. То есть в рамках выездной проверки, проводимой согласно ст. 89 НК РФ, может быть проверена лишь документация по взносам только за 2017 год и последующие периоды.
Практикам также следует обратить внимание на письмо ФНС РФ от 16.11.2016 № 03-04-12/67082, которое определяет, что все подзаконные акты, а также разъяснения Минтруда РФ по вопросам исчисления взносов, изданные до 2017 года, остаются действующими, так как сам порядок начисления и уплаты взносов не изменяется. При этом правом разъяснения всех возникающих вопросов по взносам в 2017 году обладает уже ФНС РФ.
Не знаете свои права?
Недоимки по взносам
Пункт 2 ст. 4 закона 243-ФЗ определяет, что правом взыскания неуплаченных взносов, накопившихся пеней и штрафов, которые образовались до 1 января 2017 года, обладает уже ФНС РФ.
Взыскания проводятся в порядке и сроки, которые определены ст. 46-48 НК РФ. Для исполнения данной функции п. 2 ст. 4 закона 243-ФЗ обязывает соответствующие фонды передать сведения о накопившейся задолженности по взносам налоговикам.
Одновременно с правом взыскания недоимок к налоговым органам переходят права и относительно возврата переплат по взносам за периоды до 2017 года согласно ст. 78 и 79 НК РФ. Кроме того, на долги, возникшие до 2017 года, распространяется режим, предусмотренный ст. 64 НК РФ относительно предоставления отсрочек или рассрочек по таким платежам.
Стоит также помнить, что при утрате возможности взыскания страховых взносов, недоимок, пеней и штрафов за периоды до 2017 года вследствие ненадлежащей передачи сведений о них в налоговые органы или по иным причинам, согласно п. 3 ст. 4 закона 243-ФЗ, такая задолженность признается безнадежной и подлежит списанию.
Новации закона 401-ФЗ
Новый п. 8.6 ст. 88 НК РФ расширяет полномочия налоговых органов в рамках проведения проверок отчетности налогоплательщиков. С 1 января 2017 года при камеральной проверке налоговики помимо документов, касающихся начисления и уплаты страховых взносов, вправе требовать также письменное подтверждение льгот или иных оснований для освобождения сумм, выплаченных физическим лицам, от обложения страховыми взносами либо применения в их отношении льготных (пониженных) тарифных ставок.
Также закон 401-ФЗ устанавливает ряд новшеств, касающихся последствий проведения налоговых проверок:
- Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога или иных платежей, в том числе пеней и штрафов, за налогоплательщика может исполнить другое лицо. В то же время такое лицо не вправе требовать возврата излишне уплаченных сумм налога или иного платежа.
- Согласно п. 3 ст. 74 НК РФ при наличии поручительства по уплате налогов налогоплательщик и поручитель несут солидарную ответственность. При неисполнении налогоплательщиком своих обязанностей недоимки и налоговые санкции могут быть взысканы с поручителя во внесудебном порядке согласно требованиям ст. 46-48 НК РФ.
- Пунктом 4 ст. 75 НК РФ водится новый порядок расчета пени за каждый день просрочки уплаты налога. С 1 января 2017 года пеня начисляется в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. В отношении организаций размер пени удваивается в том случае, если просрочка составляет более 30 дней.
Новации закона 163-ФЗ
Цель добавления новой ст. 54.1 в НК РФ — это имплементация ранее сложившейся судебной практики по разграничению реальных и фиктивных сделок, с необходимостью чего сталкиваются при проведении проверок специалисты налоговых органов. Основой новой статьи послужило постановление ВАС РФ «Об оценке…» от 12.10.2006 № 53. В нем изложены основные принципы определения степени добросовестности налогоплательщика при уменьшении налогооблагаемой базы, получения налогового вычета или иной налоговой льготы, на что обращают пристальное внимание налоговики.
П. 1 ст. 54.1 НК РФ устанавливает прямой запрет на получение налоговых выгод путем искажения отчетности, сведений о фактах хозяйственной деятельности либо имуществе, которое подлежит налогообложению.
Однако на практике нередки ситуации, когда предприниматели заключают юридически правильно оформленные сделки, которые не имеют под собой экономического смысла и направлены лишь на уменьшение налогооблагаемой базы.
Именно на борьбу с подобными явлениями и направлены нормы п. 2 ст. 54.1 НК РФ, которые определяют 2 обязательных критерия для признания сделки действительной для целей налогообложения:
- наличие делового интереса, то есть сделка преследует не только цели уменьшения налоговых платежей;
- обязательства по сделке исполнены другой стороной.
Проверки подозрительных сделок
Согласно п. 5 ст. 82 НК РФ проверка сделки по признакам экономической целесообразности осуществляется при проведении налогового контроля, то есть в ходе камеральных или выездных проверок согласно ст. 88 и 89 НК РФ.
При этом доказывание того факта, что сделка не имеет экономического смысла (фиктивная), вменяется в обязанность специалистам налоговых органов. Положения п. 3 ст. 54.1 НК РФ указывают на 3 обстоятельства, которые не являются подтверждением вины налогоплательщика в совершении именно фиктивной сделки:
- документы по сделке со стороны контрагента подписаны неустановленным лицом либо субъектом, не имеющим таких полномочий;
- нарушение контрагентом налогового законодательства;
- возможность получения аналогичного экономического результата иным путем.
В свою очередь, п. 4 ст. 54.1 НК РФ определяет, что аналогичные критерии для определения фиктивности сделок могут использовать плательщики не только налогов, но и сборов, а также страховых взносов.
Подводя итог, отметим, что принятые или вступившие в силу в 2017 году нормативные акты устанавливают значительное число новшеств, которые коснутся практически всех налогоплательщиков как при исчислении налоговых и иных платежей, так и при проведении проверок и реализации их результатов.