>Сочинения по произведению Разгром
Нравственные проблемы
«Разгром» роман, действие которого, разворачивается во время гражданской войны. В основе сюжета лежит не конкретная идея, а судьбы отдельных персонажей, их поведение и рассуждения.
Одним из главных героев является Левинсон – командир отряда. Это человек с большой буквы, несмотря на свои слабости и сомнения, он продолжает вести отряд и берет ответственность за каждого, не давая себе спасовать. Перед ним часто становится проблема выбора – интересы его команды или жизнь одного человека. Именно эта проблема часто возникает в произведении. Левинсон всегда поступает правильно, как кажется его подчиненным, но внутри него происходит невероятная борьба. Так он обрекает на голодную смерть корейца и его семью, забираю у него свинью, что бы накормить свой отряд; просит Сташинского дать яд Фролову, который, итак, обречен на смерть; приговаривает к смерти «человека в жилетке». Во всех своих действиях он руководствуется здравым смыслом, и действует во благо людей, которые всецело доверяют ему.
В противовес Левинсона выступает романтичный Павел Мечик , который осуждает поступки командира отряда. Он мыслит узко, ему кажется, что Левинсон поступает аморально, но при этом в самый ответственный момент поступает подло, вверяя отряд на верную гибель, пытаясь спасти своя шкуру. Удивительно, но когда Мечик понимает, что натворил, он переживает не о судьбе, доверившихся ему людей, а о себе, как плохо выглядит он в своих глазах. Автор пытается показать, насколько Мечик, представитель интеллигенции пустой и безнравственный человек, легко идущий на предательство. Павел слабый человек, и почти сразу понятно, что в спорной ситуации, стоя на распутье, такие люди как он, идут по наклонной тропе.
Диаметрально противоположен Мечику Морозка , простой мужлан, парень из народа, который на деле обладает большим представлением о совести и чести. В трудной ситуации Морозка предстает героем, готовым ради, ставших ему близкими людей на все, и с мужеством идет на смерть.
Интересен в романе образ разгульной жены Морозки – Варвары , которая гуляет налево, особо не скрывая своего пристрастия от мужа. Но причинами ее непостоянства и доступности является отсутствие мужской теплоты, а также нереализованного материнства, а не ее распущенность.
Роман «Разгром» написан молодым Фадеевым, когда ему было 24-25 лет. Это первый роман писателя, в основу которого лёг написанный за год до этого рассказ-этюд «Метелица».
Фадеев писал о событиях, о которых знал не понаслышке. Он с 7 лет жил в Уссурийском крае, знал его природу. С 18 лет будущий писатель состоял в Особом Коммунистическом партизанском отряде, а в Гражданскую войну участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке, занимая пост комиссара, был ранен.
Литературное направление и жанр
Роман относится к направлению так называемого социалистического реализма. Хотя соцреалисты считали себя наследниками реализма, называемого ими критическим, а своё направление – новым творческим методом, принципы соцреализма не вполне реалистические, а предмет их изображения далёк от реальности. В соцреализме есть элементы, близкие к классицизму, он нормативен.
Писатель-соцреалист должен был изображать правдиво и исторически конкретно действительность в её революционном развитии, попутно воспитывая читателя в духе соцреализма. На деле соцреалисты изображали только то, что не противоречило их идеям, а всё, что не вписывалось в прокрустово ложе соцреализма, не существовало для искусства. Например, Фадеева вовсе не интересуют человеческие качества японцев или казаков. Это враги, которых нужно убивать. Схваченный казак рыдает, враг не может проявлять мужество, как схваченный Метелица. Рефлексия Мечика по поводу убитого казака – признак слабости, опасных колебаний негативного героя.
Тема, основная мысль и проблематика
Основная проблема романа – главная проблема соцреализма. Она заключается в противоречии, высказанном мысленно Левинсоном: «Какой может быть разговор о новом, прекрасном человеке до тех пор, пока громадные миллионы вынуждены жить такой первобытной и жалкой, такой немыслимо скудной жизнью». Это противоречие толкает героев соцреализма на подвиги.
Поднимается проблема отношения крестьян к войне. Кубрак – взводный, думающий больше о крестьянской страде и о еде, чем о партизанском деле. Гончаренко считает, что гордиться перед мужиками партизанам нечем, потому что в каждом «мужик сидит».
Фадеев через Левинсона поднимает философскую проблему гуманизма: Левинсон и Мечик похожи по первоначальным личностным качествам и условиям жизни, но Левинсон воспитывает в себе настоящего человека, а Мечик, потакающий своим слабостям, становится подлецом. Левинсон считает, что люди потому так ленивы и безвольны, что живут в грязи и бедности, верят в злого и глупого бога.
Сюжет и композиция
Роман небольшой по размеру, состоит из 17 глав. Действие романа начинается в тылу в июле. Отряд Левинсона уже пятую неделю стоял на отдыхе и оброс хозяйством. В начале августа пришла конная эстафета о поражении от начальника штабов партизанских отрядов. Левинсон собрался перевести отряд в деревню Шибиши, а госпиталю пока приказал оставаться на месте. Все больные постепенно ушли, остались только смертельно раненый Фролов и Мечик.
Мечик попадает в партизанский отряд Левинсона. В августе японцы заняли почти всю долину. Левинсон ведёт отряд через горы в долину, где есть хлеб и лошади. Отправленный на разведку взводный Метелица убит казаками.
Атакуя казаков, отряд Левинсона теряет людей, а у Морозки погибает конь Мишка. Ответный удар казаков теснит партизан в болото, из которого они вырываются, сделав гать. Левинсон теряет треть людей.
Уставший Левинсон доверил очередную разведку Мечику, который не подал сигнал, наткнувшись на казаков, и сам сбежал. В результате этого низкого поступка погиб Морозка, успевший дать сигнал. Левинсон прорывается через территорию врага и выезжает в мирную деревню, но в его отряде остаётся только 19 человек.
Композиция романа линейная, важное значение в ней имеют внутренние монологи героев, в основном из них читатель узнаёт о их прошлом.
Герои
Иосиф Абрамыч Левинсон – командир партизанского отряда. Он строг, но справедлив. Левинсон думает о деле и пользе, а не о внешней привлекательности. Символом такого прагматизма является его избитая японская шашка. Командир терпелив и настойчив. Он сравнивается с таёжным волком-вожаком, который водит стаю благодаря мудрости.
Глаза Левинсона глубокие, как озёра, голубые, как омуты, нездешние, видящие насквозь. Сам он маленький и неказистый на вид, «весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен».
Левинсон очень осторожен, но о его колебаниях не знает никто, кроме Сташинского. Поэтому почти всем в отряде казался «человеком особой, правильной породы», который «знает только одно – дело». Левинсон был скрытен, так что никто не знал, что его отец был беден и играл на скрипке, а сам Левинсон помогал ему торговать подержанной мебелью. Семья для Левинсона на втором месте после дела. Из двух писем – из города и от жены - Левинсон читает только первое, а второе – уже ночью. Всю жизнь он подчиняет исполнению задания письма – сохранить отряд как боевую единицу. Смысл жизни Левинсона в преодолении скудости и бедности. Он мечтает о новом прекрасном человеке. Его взгляд на вещи признан правильным и автором, который считает, что Левинсон видит все «так, как оно есть, для того чтобы изменять то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть».
Левинсон – «сила, стоящая над отрядом». Как настоящий соцреалистический герой, он был убежден, что сила его правильная, поэтому для дела он угонял коров, обирал крестьянские поля и огороды, отнял свинью – мясо на всю зиму – у рыдающего корейца.
Кубрак называет Левинсона холерой двужильной, но Левинсон всё время боится показать слабину, например, уснуть на лошади. Потеряв большинство людей, он плачет, не скрываясь, но быстро находит новый смысл жизни: жить и исполнять свои обязанности.
Бакланов – 19-летний коренастый парнишка, помощник Левинсона, во всём ему подражавший. Он не кончил ремесленного училища, в котором учился на токаря. У Бакланова бритая голова, косые и узкие, как у татарина, глаза смотрели настороженно и пытливо. Он был такой плотный и круглый, сидел на седле как пришитый. Глаза у него были коричневые и сметливые, он все схватывал на лету, тут же отделяя достойное внимание от пустяков, затем следовали практические выводы. Это драчливый и весьма добродушный парень, которого Левинсон любил поддразнивать.
Бакланов совсем ребёнок: не пьёт, не курит, а от местных принимает в угощение молоко, в которое крошит хлеб. Фадеев постоянно подчёркивает детские черты в Бакланове, например, остатки молока на верхней губе, круглое расплывшееся лицо. «Тело у него было крепкое, плотное, смуглое, точно литое, а голова круглая и добрая, как у ребенка, и мыл он ее тоже каким-то наивным ребячьим движением - поливал из ладони и растирал одной рукой».
Метелица – взводный с повреждённым оспой лицом. Он был очень живой, нравился Левинсону за «необыкновенную физическую цепкость, животную, жизненную силу, которая била в нем неиссякаемым ключом и которой самому Левинсону так не хватало. Когда он видел перед собой его быструю, всегда готовую к действию фигуру или знал, что Метелица находится где-то тут, рядом, он невольно забывал о собственной физической слабости, и ему казалось, что он может быть таким же крепким и неутомимым, как Метелица». В облике Метелицы было что-то звериное, животное.
Метелица, когда его вывели на расстрел, радовался тому, что люди будут гордиться и восхищаться им.
Морозка – ординарец Левинсона. Он шахтёр, предан делу революции. У Морозки есть жена Варя. Кажется, что Морозка любит лошадь больше, чем жену. Его жеребчик Мишка, которого Морозка называет сатаной и божьей скотинкой, удивительно похож на хозяина: «Такие же ясные, зелёно-карие глаза, так же приземист и кривоног, так же простовато-хитёр и блудлив». Мишка был верным рабом.
Он не нуждался даже в привязи. Он появлялся, как в сказке, по разбойному свисту хозяина. Характеристики жеребца тоже сказочные: курчавый, звонкокопытый. Морозка называет его Михрюткой, то есть чёртом. Окружающие восхищаются Морозкиной посадкой на коне: «Как свечка».
Дед Морозки пахал землю, отец был шахтёром. Морозка был четвёртым ребёнком в семье, с 12 лет уже работал в шахте на сучанском роднике, пил водку и ругался. В юности Морозка во время стачки был посажен в полицейский участок, но не выдал зачинщиков. В армии Морозка попал в кавалерию, был шесть раз ранен и дважды контужен.
Морозка бесстрашно спасает раненого Мечика, рискуя жизнью ради незнакомого человека, хотя Мечик ему и не понравился.
Гончаренко на сходке, осуждая Морозку за кражу дынь, вспоминает, что они с ним весь Уссурийский фронт прошли на передовых и подчёркивает, что Морозка свой парень – не выдаст, не продаст. Шахтёр Дубов тоже подтверждает, что они с Морозкой «в одной дыре коптели… третий месяц под одной шинелькой спим».
На сходке речь Морозки сумбурна, он произносит искренние слова: «Да я кровь отдам по жилке за каждого». Для Морозки страх быть выгнанным из отряда сильнее, чем горечь расставания с женой. Он просит пустить его во взвод, а ординарцем назначить Ефимку.
Морозка знал, что его жена гуляет, но «относился к этому с полным безразличием», никогда не чувствовал себя семейным человеком. Морозку обижает, что Вера влюблена в Мечика, маменькиного сынка, чистенького. И предчувствия не оправдали Морозку – Мечик оказался предателем и стал причиной смерти не только Морозки, но и большинства членов отряда.
Павел Мечик – романтик и идеалист, носит в кармане портрет нежной кудрявой девушки. Лицо у Мечика бледное, безусое, чистенькое. Морозка называет его сопливым и желторотым, занудой.
О романтизме Мечика свидетельствует и его желание романтических приключений. Он был ранен через 3 недели после того как отправился к партизанам. Он шёл в отряд с хорошим, наивным, искренним чувством. Прежде чем стать своим в партизанском отряде, Мечик был по ошибке избит. Партизаны смеялись над интеллигентным Мечиком, над его городским пиджаком и правильной речью. А романтика Мечика развеялась, когда он увидел, каковы партизаны на самом деле, как они воруют друг у друга, дерутся и ругаются. Он научился огрызаться, не бояться людей, загорел и опустился в одежде, внешне сравнявшись со всеми.
Мечик склонен к рефлексии. Все, о чем думал Мечик, было не настоящее, а такое, каким он хотел бы все видеть.
Подлость Мечика проявляется даже по отношению к коню. Ему достаётся неказистая кобыла Зючиха, о которой он вовсе не заботится, желая её смерти. За это во взводе его считают лодырем и задавалой. Мечик сходится с таким же «интеллигентом» сплетником Чижом, который учит его отлынивать от обязанностей.
Проведя всего полчаса в карауле, Мечик понял, что хочет уйти из отряда и вести «счастливую, беззаботную и единственно возможную жизнь в городе», от которой когда-то бежал в партизаны. Когда Мечик делится с Левинсоном своими сомнениями, Левинсон про себя называет его непроходимым путаником, ленивым и безвольным человеком, никчемным пустоцветом.
Эти качества сполна проявляются, когда Мечик убегает, не дав сигнала об опасности. Но, даже совершив поступок, в результате которого погибло множество людей, Мечик отстраняется от него: «Что я наделал, как мог я это сделать, - я, такой хороший и честный и никому не желавший зла». Мысли его жалки, он подл и не способен убит себя, потому что больше всего на свете любит себя. Последний жест Мечика – выбрасывание оружия в кусты, его отказ от участия в войне – циничен, потому что уже привёл к гибели почти всего партизанского отряда.
Подрывник Гончаренко- противоположность Мечика. В его жизни нет места ненужным и праздным мыслям. Его большие узловатые руки жадны к работе, он был«свой в доску», он «мог понимать», он «сознавал», а кроме того, он не был пустословом, праздным человеком.
Доктор Сташинский - «сухой, высокий, негнущийся мужчина в сером больничном халате». У него костлявые, жёсткие ладони, «длинное и жёлто лицо с глубоко запавшими блестящими глазами». Кажется, что он смотрит на раненого безразлично, с тоской. Он рискует жизнью в партизанском отряде, потому что считает это своим долгом. Его блестящие чёрные глаза смотрят издалека и тоскливо, «будто вобрали всю бессловесную тоску по людям».
Варя – жена Морозки, на которой он женился как будто случайно. Она «милосердная сестра», которая общивала и обмывала весь лазарет. В ней чувствовалась «большущая любовь к людям». Её фигура спокойная и мягкая, у девушки тяжёлые золотисто-русые пушистые косы, дымчатые глаза, тёплые смуглые руки. Варя вызывает у Мечика чувство «всеобъемлющей, почти безграничной доброты и нежности»: «Она была немножко сутула и бледна, а руки ее излишне велики для женщины. Но ходила она какой-то особенной, неплавной, сильной походкой, и голос ее всегда что-то обещал».
Старичок Пика называет Варю блудливой, ласковой, такой, что не может никому отказать. Варя говорит о пристающих к ней мужчинах метко: «Вы все тут на одну колодку», «лезут, как мухи на мёд, кобели рваные». Она исполняет свои обязанности будто по долгу службы, даже не пытаясь сопротивляться.
Варя влюбляется в Мечика, потому что тот робкий, и дарит некурящему Мечику вышитый кисет. Она упрекает Морозку, что тот не сделал ей за 3 года ребёнка. Сташинский понимает, что Варя не может заменить всему отряду мать и жену.
Фролов, смертельно раненый партизан, пробуждает в партизанах совесть, его взгляд «пуст и тускл, как у мёртвого». Герои романа проверяются отношением к Фролову. Левинсон – железный человек, который берёт на себя ответственность, убивая безнадёжно больного Фролова перед тем как тронуться в путь. Мечик считает этот поступок неправильным. Фадеев показывает, что жертвы, которые приносит Левинсон, неизбежны, а Мечик только рассуждает о человечности, поступая бесчеловечно.
Художественное своеобразие
В первом издании в романе было гораздо больше ругательств, которые Фадеев ввёл для натуралистической передачи речи партизан и шахтёров. В последующих изданиях остались самые мягкие ругательства: дурак, трепло сучанское, калека, вертило немазаное.
Метафоры и сравнения в романе простые и ясные, но яркие. Например, образ рыбы, пойманной председателем Рябцом – символ внутреннего мира Рябца: «Рыба билась у ног, как сердце от невысказанных, вскипающих слов», рыба «в муках билась предсмертным биением».
Метафорически показано воздействие на отряд речи Левинсона: «Последние его слова хлестнули сразу развернутой пружиной так, что каждый вдруг почувствовал себя захваченным врасплох цыпленком, которого душат в темноте неумолимые железные пальцы».
Пейзажи в романе сжатые, но ёмкие: «По мглистым нехоженым тропам Млечного Пути в смятении бежали звезды».
Пейзажи часто контрастируют с состоянием людей, которые не чувствуют этой сияющей, светлой, чистой красоты.
Фадеев метафорически описывает внешность и внутренний мир героев: глаза Вари «чуткие, как дым», а мысли Мечека лёгкие, тают сами собой, «как розово-тихие облака над таёжной прогалиной».
Сочинение *
330руб.
Описание
Сочинение школьного типа по роману А.Фадеева "Разгром". Рассматриваются вопросы гуманизма в военный период и эволюции понятия "гуманизм" на примере данного произведения. ...
Введение
Нет ничего ужаснее и бесчеловечнее войны, особенно войны гражданской. Война отрицает такие общечеловеческие ценности, как сострадание, терпимость, право на жизнь, свободу и счастье, то есть те ценности, которые и составляют основу гуманизма. Гуманизм – это вера в личность человека, уважение к другим; на войне же человеческая жизнь теряет ценность.
Гражданская война 1918 – 1920 годов была одним из самых трагичных периодов в Отечественной истории. Автор романа «Разгром» (1927) А.А. Фадеев на личном опыте испытал ужасы гражданской войны. И, несмотря на то, что Фадеев придерживался революционных взглядов и до конца оставался верен большевистской идеологии, он, как и любой настоящий художник, наделил своих персонажей противоречивой и сложной внутренней жизнью. Так, в эпизоде экспропр иации свиньи у крестьянина-корейца автором разыгрывается сложная моральная дилемма: с одной стороны отнятие Левинсоном и партизанами свиньи у нищего крестьянина, с другой - внутренние переживания самого Левинсона, который не поднимает бросившегося ему в ноги корейца не из жестокосердия, но, как писал сам Фадеев, потому что «он боялся, что сделав это, он не выдержит и отменит свое приказание».
Фрагмент работы для ознакомления
Он всегда стоит перед моральным выбором, но условия братоубийственной войны, в которых принимается решение, не терпят промедления. Гуманистическая позиция Фадеева в «Разгроме» проявляется главным образом в том, что он демонстрирует, что у его героев нет и не может быть в принципе оправданий своим действиям, но самое страшное заключается в том, что иного выхода у них нет. В романе «Разгром» скрыты сложные, не имеющие однозначной оценки моральные проблемы, проблемы гуманизма. С одной стороны, нам демонстрируется героизм партизан (Фролов осознает ситуацию и добровольно выпивает яд), их человечность, ведь они не просто сражаются за идеалы, готовые убивать и совершать насилие без разбору, но испытывают угрызения совести за совершенное зло, веря, что делается это во благо будущего. С другой стороны, мы видим Мечика, интеллигентного, романтически настроенного человека, чья мораль не совпадает с моралью партизанской, но, скорее, является общехристианской, отвергающей насилие. И Мечик, как и другие персонажи романа, оказывается перед тяжелым выбором. Он дезертирует, но бегство кажется ему мучительным. Он противится отравлению Фролова, убийству крестьянина «в жилетке», но, тем не менее, ест свинью наравне со всеми, потому что голоден. Очевидно, что Фадеев, рисуя героев колеблющимися и сомневающимися личностями, ставя их в ситуацию трагического выбора в нечеловеческих обстоятельствах военного времени, демонстрирует так называемый «исторический» гуманизм, отличный от гуманизма общечеловеческого.
Список литературы
А. Фадеев "Разгром"
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : нет | Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 1 |
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет | Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0 |
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: 67,5 | Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: |
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: |